Религиозные течения

ОККУЛЬТИЗМ

Слово occultus в переводе с латинского означает "тайный", "тёмный". Обычно понятия "оккультный" и "эзотерический" употре...

Статьи

Педагогическая деятельность иезуитов в П…

Иезуиты во все времена славились своими образовательными и воспитательными методиками. Через воспитание юношества они пр...

Деятельность

О компании

О компании

Около десяти лет мы занимаем лидирующее место в сфере предоставления юридических и информационных услуг. Мы с гордостью ...

Св. Михаил Архангел Сергей Ткач

Св. Михаил Архангел
Сергей Ткач

Святой Архангел Михаил не случайно является одним из наиболее почитаемых небесных покровителей нашей общины. Тот путь служения Богу, который мы избрали, подразумевает активное духовное противостояние злу, и в этом нам не обойтись без поддержки предводителя ангельского воинства.

Святой Михаил Архангел стал первым небесным покровителем Общества "Militia Dei". К его заступничеству мы стали обращаться еще в середине 1990-х годов по совету доминиканского священника о. Людвика Вишневского. 

Почитание Михаила Архангела издревле было связано с верой в торжество добра над злом. В иконографии он часто изображался как воин-защитник, покровитель народа Божьего в его борьбе за свободу. Отцы Церкви учат, что именно Михаил был херувимом, поставленным у райских ворот охранять путь к дереву жизни (Быт. 3. 24), он же предводительствовал израильтянам во время исхода из Египта (Исх. 14. 19; 23. 20), через него Бог даровал на Синае десять заповедей, он встал на пути Валаама (Числ. 22. 22) и разгромил армию ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19. 35). С Михаилом Архангелом связываются и другие важные библейские эпизоды. Также и в пророчествах о будущих временах мы читаем о нём как о заступнике в праведной борьбе, как земной, так и небесной. Например, в книге пророка Даниила читаем: ":Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских" (10. 13) И далее, в 12-ой главе: "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего". Имя Михаила Архангела упоминается и в Откровении Св. Иоанна Богослова: "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них: И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы низвержены с ним" (12. 7, 9).

В Ветхом Завете Михаил Архангел выступает главным образом как военный покровитель избранного народа. Именно он является вестником побед над войсками язычников. Казалось бы, воинская функция Св. Михаила Архангела должна была перейти и в христианскую традицию. Однако этого не произошло. Не потому, что у древних христиан не было святых покровителей воинства — они, конечно, были, но эту роль выполняли преимущественно мученики. Воины-христиане обращались за заступничеством к святым Георгию, Теодору, Диметрию и другим. Святому же Михаилу молились о здоровье. Вероятно, это связано с тем, что Михаил Архангел воспринимался как победитель злых духов, которые считались источником болезней. Во Фригии, где в основном складывалось почитание святого Михаила, его значение как ангела-исцелителя также затмило воинский образ. Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвящённые святому Михаилу. Наиболее известен источник в местечке Херотопа, недалеко от Колосса, по легенде, сотворенный самим Архангелом, где каждый немощный, искупавшись, и воззвав к Пресвятой Троице и святому Михаилу, получал исцеление. Не менее известна другая история. Один из местных жителей, в благодарность за исцеление своей немой дочери воздвиг у источника храм в честь святого Михаила. И многие язычники, приходя туда, отрекались от идолов и обращались ко Христу. В храме долгие годы служил святой Архипп. Ревнители языческих обычаев решили уничтожить храм и погубить самого Архиппа. Для этого они соединили две горных реки в одно русло и направили их на храм. Святой Архип усердно молился Архангелу Михаилу и тогда, по его молитве, тот явился с небес, ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в неё водам бурлящего потока. Место, где произошло чудо, получило название Хоны (современный Конас), что значит "отверстие", "расселина". В честь этого события 6 сентября был установлен праздник.

Также в Питии и в Константинополе святой Михаил почитался как великий небесный исцелитель. Его главная святыня — Михалион, находился примерно в 80 км от столицы Византийской Империи. Здесь он, по преданию, явился императору Константину. Константинопольская традиция праздновать воспоминание святого Михаила Архангела 8 ноября со временем распространилась на всю Греческую Церковь, а также в Сирии, Армении и Египте и сейчас является основным праздником святого Михаила Архангела на Востоке.

Египетские христиане-копты посвятили святому Михаилу свою главную реку — Нил. Они приняли греческий праздник, но перенесли его на 12 ноября. Также 12-го числа каждого месяца в Коптской Церкви служится специальное воспоминание святого Михаила, а 12 июня, когда река выходит из берегов, установлен обязательный праздник в его честь и в благодарность за разлив Нила.

Праздник святого Михаила, отмечаемый в латинской традиции 29 сентября, в Средние Века считался обязательным, но, начиная с восемнадцатого века, постепенно потерял свое значение торжества. Второй по значению праздник святого Михаила Архангела в Западной Церкви связан со следующими событиями. Явление Архангела Михаила произошло 8 мая 494 года в Монте Гаргано, где была восстановлена его первоначальная слава военного покровителя. А 8 мая 663 года его заступничество, как считается, помогло ломбардийцам одержать победу над неаполитанцами. В честь этой победы был установлен праздник, который позже распространился на всю Латинскую Церковь и получил название "явление святого Михаила".

С древних времен почитается святой Михаил на Руси. Согласно легенде, когда хан Батый направлялся к Новгороду, Архангел явился ему и запретил входить в город. В легенде рассказывается, что войдя в Киев, Батый увидел над дверьми одной из церквей образ святого Михаила и, показав на него, сказал своим каганам: "Сей возбранил мне идти на Великий Новгород". Также и в рассказах о заступничестве Богородицы за русские города, Она всегда изображается являющейся с Воинством Небесным под предводительством Архангела Михаила.

Место святого Михаила Архангела в небесной иерархии не определено. Предание Церкви говорит нам о девяти ангельских чинах, выстроенных в цепочку, согласно возложенным на них функциям. Наивысшие — Серафимы, затем — Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и, наконец, ангелы (ср. 1 Петр. 3. 22; Кол. 1. 16). Отцы Церкви, в том числе св. Василий Великий, а также такие выдающиеся богословы как Альфонс Сальмерон, Роберт Беллармин и другие ставят Архангела Михаила, в соответствии с чином, над ангелами. Также и св. Фома Аквинский в своей "Сумме" указывает, что Михаил — господин над последним лишь ангельским чином. Римская Литургия, следуя Греческим Отцам, называет его "princeps militiae coelestis quem honorificant angelorum cives" (Глава небесного воинства, которого чтят ангелы — лат.). Но есть и другая версия. Некоторые богословы, например, Бонавентура, ставят Михаила Архангела над серафимами — высшим из ангельских чинов. А гимн из мозарабского часослова возвышает его даже над двадцатью четырьмя старцами Апокалипсиса (Откр. 4. 4). В Греческой же Литургии св. Михаил именуется Архистратигом — верховным военачальником.

Так или иначе, мы видим, что почти все важнейшие события библейской истории происходят при участии Архангела Михаила. По этому поводу святой Григорий Великий пишет, что в то время как другие ангелы являются, чтобы принести людям какую-либо весть, Михаил Архангел посылается всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Божия, и само его имя, в переводе с еврейского означающее "кто как Бог?", говорит, что никто не может сделать того, что делает Всевышний Господь Своей волей.

Святого Михаила почитают как своего небесного заступника больные, умирающие, а также медики и водители "скорой помощи". Он также является покровителем моряков, военных, полицейских и, конечно, рыцарей Церкви.

Для нас образ св. Михаила Архангела, попирающего сатану, в первую очередь, является символом христианского оптимизма. Он указывает нам на то, что зло отнюдь не всесильно и не вечно. Ему можно и нужно противостоять, и мы верим, что в конечном итоге, оно будет окончательно побеждено.

 

Опрос

Вы читаете библию?