Религиозные течения

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

Самобытные древневосточные христианские церквиК Древним Церквам Востока относятся Церкви и общины, отколовшиеся от катол...

Статьи

Зачем говорить о сектах Юзеф Дремлюг

14.09.2013 Зачем говорить о сектах Юзеф Дремлюг Сектантство - явление отнюдь не новое. Слово 'секта...

Деятельность

Цифровая печать визиток

Цифровая печать визиток

Мгновенная и выгодная цифровая печать визиток Как вы знаете, цифровая печать на сегодняшний день является самой быстрой ...

ИСЛАМ

Религия
Монотеистическая, мировая

Название

Слово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи ислама называют себя мусульманами. Символом ислама является полумесяц.

История возникновения и развития

До возникновения ислама среди племен Аравийского полуострова был распространен культ бетилей - камней необычной формы, считавшихся вместилищем духов. При этом каждое племя имело свой бетиль. К концу VI в. все бетили собираются в Мекке, где возникает сложный культ и разветвленная иерархия жрецов (кахен). Наиболее почитаемой святыней Мекки был "черный камень" - Кааба, впоследствии сыгравший важную роль в формировании исламского культа. В Мекке также находился колодец Зим-Зим, вода из которого считалась священной. Верховное божество языческого пантеона именовалось Илах. К VII в. Мекка, известная еще с VI в. до Р. Х. (упоминается Геродотом), становится крупным культурным и торговым центром. Здесь пересекались караванные пути, по которым доставлялось множество различных товаров, прежде всего, пряности и благовония. Торговцы из разных стран приносили с собой новые верования и культы, что делало Мекку довольно пестрым в религиозном отношении городом.

На формирование ислама значительное влияние оказала относительная географическая близость к Аравии таких крупных христианских стран как Византия - на Севере и Абиссиния (Эфиопия) - на Юго-Западе. В развитых рабовладельческих государствах Юга Аравийского полуострова (Хадрамауте, Хамьяре и др.) также было много христиан. В Ясрибе (Медине) большинство населения было прозелитами иудаизма, но было известно и христианство, преимущественно с примесью гностических элементов. Существовало также течение ханифов - аскетов, исповедовавших монотеизм, но не иудеев и не христиан.

Возникновение ислама связано с проповедью Мухаммеда, почитаемого мусульманами как "посланника Аллаха" (росулу-л-лах). Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что Мухаммед появился на свет в 570 г., поскольку в летописи Ат-Табари сказано, что он родился в "год слона", а из эфиопской хроники известно, что в 570 г. эфиопы совершили поход на Мекку, в котором использовались боевые слоны. Ранее слонов в Мекке не видели, поэтому 570 год и был назван "годом слона". Мухаммед происходил из правящего племени Курайш, из рода Хашимийя (правящим был род Умайя). Он рано осиротел - его отец Абдаллах скончался еще до его рождения, а мать Амина умерла, когда Мухаммеду было шесть лет. Вскоре умер и дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб, влиятельный представитель племени курайш. Заботу о Мухаммеде взял на себя его дядя по отцу Абу Талиб. С 12-летнего возраста Мухаммед занимался торговлей и выезжал за пределы Аравийского полуострова. Торговые поездки позволили ему познакомиться с различными религиозными и культурными традициями, в т. ч. с христианством и иудаизмом, что, в свою очередь оказало значительное влияние на его мировоззрение. Известно также, что в юности Мухаммед был связан с течением ханифов.

В 595 г. в возрасте 25-и лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей, что позволило ему обрести финансовую независимость. Она родила ему двух сыновей (они умерли в младенчестве) и четырех дочерей. Хадиджа была первым человеком, который поддержал Мухаммеда в его деятельности.

Временем начала пророческой деятельности Мухаммеда считается 610 г. Кроме жены и дяди, последователями Мухаммеда стали: его двоюродный брат Али, приемный сын Зейд ибн Сабит, а также Абу-Бакр (ставший первым халифом), Осман и Абу Тальха. В начале своей пророческой деятельности Мухаммед стал Хаттабом - странствующим проповедником, деятельность которых в Мекке была официально запрещена (поскольку они не принадлежали к жреческому сословию). Однако при поддержке родственников (особенно дяди) Мухаммеду удавалось оставаться в городе. После смерти дяди Абу Талиба, положение стало невыносимым и Мухаммед со своими сторонниками вынужден был отправиться в Ясриб, являвшийся главным торговым конкурентом Мекки. Это событие, получившее в исламе название хиджра (исход) произошло 26 июля 622 г.

В Ясрибе Мухаммеда и его последователей приняли доброжелательно. С момента переселения Мухаммеда в Ясриб, мусульмане стали называть его Мединой - городом пророка. Переселенцы из Мекки получили в Медине название мухаджиры, а местные жители, принявшие учение Мухаммеда, стали называться ансарами (помощниками). В Медине оформилась мусульманская община - умма. Она строилась не по родо-племенному принципу, а по принципу принадлежности к одной вере - исламу. Постепенно влияние мусульман в Медине росло и через некоторое время город полностью перешел в их руки. Все жители города должны были принять ислам, за исключением христиан и иудеев - "людей Писания", которые могли пользоваться покровительством мусульманской общины и не принуждались к отказу от своей веры. Преследованию подверглись кяфиры - неверные (идолопоклонники и многобожники).

В 630 г. мусульмане Медины двинули свою армию на Мекку. Город сдался без боя и его жители приняли ислам. Все следы язычества, кроме Каабы и колодца "Зим-зим" были уничтожены и Мекка превратилась в центр исламской религии. В 632 г. в восьмой месяц месяца зуль-хиджа Мухаммед с семьей и сподвижниками совершил полное паломничество в Мекку, которое вошло в историю как "прощальное паломничество". Затем он вернулся в Медину, где спустя три месяца скончался.

Священные тексты

Основы мусульманского вероучения и права изложены в Коране (по-арабски аль-куран означает "чтение"). Коран почитается как Божественное Откровение, якобы данное Мухаммеду через архангела Гавриила (Джабраила). Корна разделен на 114 сур - глав, каждая из которых имеет свое название. Суры, в свою очередь, состоят из аятов - стихов, произносимых на одном дыхании. Аят в переводе с арабского означает "знак", "чудо", "знамение". Канонический текст Корана был выработан специальной комиссией в 650 - 656 гг. по приказу халифа Османа.

Вероучение

Основной принцип ислама - поклонение истинному Богу (Аллаху) и признание Мухаммеда посланником Аллаха. Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Мусса) и Иисус Христос (Иса Масих) признаются пророками Аллаха (наби). Необходимо отметить, что культ Аллаха как одного из местных арабских богов имеет доисламское происхождение, как и почитание ряда мусульманских святынь, например, Каабы - священного камня (предположительно, метеоритного происхождения), который с возникновением ислама был объявлен тем самым камнем, на котором Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака.

В исламе существуют пять столпов веры (аркан ад-дин):
Исповедание веры в виде произнесения шахады (свидетельства): "Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха";
Ежедневная пятикратная молитва (намаз);
Соблюдение ежегодного тридцатидневного поста в месяц рамадан, когда запрещается принимать пищу с восхода до захода солнца;
Уплата ежегодного налога в пользу неимущих - закят;
Паломничество к мусульманским святыням Мекки и Медины хотя бы один раз в жизни (если позволяют физические и материальные возможности) - хадж. Людям, совершившим такое паломничество присваивается почетный титул хаджи.

Особую роль в исламе играет учение о джихаде (в переводе с арабского - "усилие"). Этим понятием обозначается не только духовная борьба, но и война за веру с врагами ислама. В частности, понятие джихада используется некоторыми современными радикальными исламскими группировками для оправдания террористической деятельности, направленной против войск, правительственных объектов и мирного населения неисламских стран (например, в Израиле, России, США и др.).

Культ

Одно из центральных мест в исламе занимает молитва, имеющая два основных типа: индивидуальная (фуради) и коллективная (джамаэ). Всего в исламе существует шесть основных видов молитвы и несколько дополнительных.

Основные молитвы следующие:
Повседневный пятикратный намаз;
Молитва над усопшим;
Молитва обхода вокруг Каабы во время хаджа;
Молитва во время затмений, землетрясений и других природных бедствий;
Молитва за родителей, которую должен выполнять старший сын (када);
Молитва по найму, клятве или обету.

Молитве предшествует ритуальное символическое омовение, без которого она считается недействительной. В течение дня мусульмане призываются на молитву криком глашатая - муэдзина, который для этого поднимается на специальную башню - минарет.

Основными обрядами ислама являются:
Обрезание (суннат);
Бракосочетание (Никах);
Погребальный обряд (джаназа).

Местом собраний мусульман является мечеть (в переводе с арабского - "место поклонения"). Минареты при мечетях появились сравнительно поздно. Главными считаются три мечети, которые почитаются как священные: Аль-Харам (Кааба) в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, построенная на месте разрушенного римлянами Иерусалимского Храма.

Праздники

Официально в исламе существуют всего два праздника:

1. Великий праздник жертвоприношения Ид аль-адха, известный также под тюркским названием Курбан-байрам. Он отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря "зуль-хиджа", в период совершения паломничества в Мекку. Само жертвоприношение совершалось еще в доисламское время, однако впоследствии ислам придал ему новый смысл: мясо жертвенных животных стало раздаваться бедным. Кульминационная часть обряда - само жертвоприношение (как правило, режут баранов) совершается не только в Мекке, но и повсюду, где живут мусульмане, в том числе и в Европе.

2. Малый праздник разговения Ид аль-фитр, имеющий также тюркское название Ураза-байрам. Этот праздник посвящен окончанию мусульманского поста месяца рамадан. Он начинается в первый день следующего за рамаданом месяца шавааля и длится, как правило, три-четыре дня. Официально признается один день этого праздника, когда совершается раздача особой милостыни, - садака-фитра.

Кроме главных официальных мусульманских праздников существуют и другие:

1. День рождения пророка Мухаммеда - мавлюд. Этот праздник имеет сравнительно позднее происхождение.
2. Праздник вознесения Мухаммеда на небо - мирадж. Он связан с верой в чудесное мгновенное перемещение пророка из Мекки в Иерусалим, а затем - к престолу Аллаха.

Календарь

Все исторические даты и праздники отмечаются по лунному мусульманскому календарю. Лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни праздников каждый год смещаются.

Духовенство

В исламе не существует духовенства как отдельного слоя. Роль священнослужителя исполняет мулла (от арабского маула - повелитель, господин). Духовным лидером локальной мусульманской общины является имам, избираемый из наиболее авторитетных людей, хорошо знающих исламское вероучение и право. Духовным руководителем региона у мусульман-суннитов является муфтий, отдельной страны - верховный муфтий.
Организационная структура

Единого международного мусульманского центра не существует. В то же время, ряд мусульманских учебных заведений, например, университет Аль-азхар в Египте, и их лидеры пользуются авторитетом среди всех мусульман.

Существует множество международных исламских организаций, в том числе, действующих на межгосударственном уровне. Самые влиятельные из них: Организация Исламской Конференции (ОИК), Лига Исламского мира, Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы.

В Российской Федерации духовную власть осуществляют Духовные управления, объединяющие мусульманские общины регионов. Существуют, например, Духовные управления мусульман Татарстана, Башкирии и т. д.

В России действуют два параллельных (взаимно не признающих власть друг друга) мусульманских лидера: Председатель Духовного Управления мусульман России и Европейских стран СНГ, муфтий Толгат Таджуддин, и Верховный муфтий Российской Федерации Равиль Гайнуддин.

Мусульманское право

В исламе нет четкого разделения на собственно религиозную и светскую сферы. Вся жизнь мусульман, в том числе, семейная и социальная, а также экономическая деятельность регулируется установлениями ислама.

Система мусульманского права называется шариатом. Шариат представляет собой совокупность законов и традиций, большинство из которых письменно не зафиксированы.

Значительное внимание в исламе уделяется семейно-брачным отношениям. Согласно нормам шариата, женщина занимает в семье подчиненное положение. Она не имеет права выходить замуж за немусусульманина (в то время как мужчина-мусульманин может жениться на христианке или иудейке), не должна выходить из дома без сопровождения мужчины и с открытым лицом (мусульманки носят специальный платок - хиджаб, закрывающий волосы, или паранжу, полностью скрывающую лицо и фигуру, оставляя лишь сетку или прорези для глаз). Женщина должна жить в отдельной половине дома и не должна работать, полностью посвящая себя домашним заботам и воспитанию детей. При этом мусульманин может иметь до 4-х законных жен и неограниченное количество наложниц. Сегодня во многих мусульманских странах эти установления отошли в прошлое. Женщины-мусульманки играют все большую роль в общественной жизни.

Довольно большую роль в исламе играют разного рода запреты, часть которых имеет характер религиозного табу (запрет на употребление в пищу крови, мертвечины, свинины). Однако большинство запретов носят этический характер и направлены на сохранение нравственности и традиционных общественных устоев. К ним относится запрет на употребление алкоголя, использование золотой и серебряной посуды, ношение некоторых видов украшений, шелковой и золототканой одежды и т. п. Эти запреты объясняются негативным отношением ислама к чрезмерному богатству.

Шариат призван регулировать и экономическую жизнь. Так, в исламе существует система обязательных налогов:
Налог на собственность в размере 1/5 приносимого дохода (хумс);
Налог с имущества богатых мусульман на нужды неимущих (закят);
Налог, взымаемый с иноверцев, живущих в мусульманских странах (джизья).

Ответвления

Уже вскоре после возникновения ислама в нем выделяются два основных направления: суннизм и шиизм. Позднее возникают другие течения: хариджизм, суфизм, исмаилизм и секты (ахмадийя и т. д.).

Распространение

Численность мусульман в настоящее время превышает 1 миллиард человек. Большинство из них проживает в странах Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Африке. Ислам также распространен на Юге Европы - в странах бывшего турецкого владычества: в Югославии (Босния), Албании и Болгарии. Кроме того, в Европе и Америке практически во всех крупных городах есть общины мусульман - выходцев из Азии и Африки. При этом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению их численности.

Например, в Голландии ислам вышел на первое место по числу последователей в столице страны. 13 % жителей Амстердама - мусульмане, католиков же в городе только 10 %, протестантов - 5 %, иудеев - 1 %. При этом подлинное число мусульман в Амстердаме значительно выше, т.к. большинство из них проживают в городе нелегально, а потому не вошли в данные статистики. Мусульмане, скорее всего, составляют большинство верующих и в других крупнейших городах Голландии - Роттердаме, Гааге и Утрехте. Среди детей, рождающихся сейчас в Голландии, каждый пятый принадлежит к мусульманской семье.

В Великобритании мусульмане, регулярно молящиеся в мечетях, скоро превзойдут по численности католиков, регулярно посещающих воскресные мессы. Если в 2000 году в Британии практикующих мусульман насчитывалось около 620 000, то в 2005 году эта цифра должна была составить 750 000. Если нынешняя тенденция сохранится, то к 2039 году практикующие мусульмане в Великобритании превысят по численности практикующих христиан всех конфессий. Похожая ситуация наблюдается и в других странах.

В последние годы интерес к исламу проявляют и сами европейцы. По данным итальянской газеты Corriere della Sera, каждый год от трех до пяти тысяч итальянских католиков становятся мусульманами.

В России мусульманское население сосредоточено преимущественно на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье. Значительные по численности мусульманские общины существуют в Сибири, а также в столицах: Москве и Санкт-Петербурге.

Литература
Ислам. Энциклопедический словарь. М., "Наука";
"Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока" М., 1982;
Мавлютов Р. Р. "Ислам" М., Политиздат, 1974;
Соловьев В. С. "Магомет" СПб., "Строитель", 1992.

Опрос

Вы читаете библию?