Религиозные течения

ИСЛАМ

Религия Монотеистическая, мироваяНазваниеСлово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи исл...

Статьи

Евангелие от Луки - кто был настоящим ав…

Евангелие от Луки - кто был настоящим автором

В разное время разным женщинам уделялась разная роль в становлении и развитии христианства. Собственно, именно из-за ...

Деятельность

Регистрация Филиала и представительства

Регистрация Филиала и представительства

Что такое представительство – это независимое отделение юр лица, территориально находящееся за пределами основн...

Все ли религии от Бога? Юзеф Дремлюг

Все ли религии от Бога?
Юзеф Дремлюг

В нашем мире существует столь много разнообразных религиозных учений, что даже специалисту порой бывает весьма сложно ориентироваться в этих "дебрях духовности". Всеобщий религиозный плюрализм, если не сказать хаос, ставший сегодня "нормой жизни", начал распространяться по Европе не более ста лет назад. Однако за этот небольшой по историческим меркам период он прочно утвердился в качестве одной из непременных черт современной цивилизации. Когда-то перед западным человеком открывалось только два альтернативных пути: христианство или безбожие. Еретические течения и распространяющие их секты, конечно, были всегда, но отношение к ним у абсолютного большинства людей было резко негативным. К тому же они официально преследовались по закону и при всем старании не могли собрать значительного числа последователей. Таким образом, само понятие религии закономерно ассоциировалось в Европе исключительно с христианством и Церковью. Однако под влиянием либеральных идей на рубеже XIX — XX веков возникло мнение, что свободная конкуренция должна существовать и в духовной сфере, а, следовательно, необходимо создать равные условия для миссионерской деятельности в мире, в т.ч. и в Европе, всем существующим религиям. С тех пор, по словам одного современного религиоведа, в Европе, США, а теперь и в России старательно формируется ситуация некоего "духовного супермаркета", куда человек приходит за "духовной пищей" и делает свой выбор в соответствии с ценой на товар и красочностью упаковки. Положение действительно кардинально отличается от того, что было столетие назад. Это необходимо осознать и сделать правильные выводы. Прежде всего, надо признать, что Церковь сегодня полностью утратила монополию на духовную формацию человека. Теперь за право на заботу о человеческих душах необходимо бороться, причем в качестве конкурентов христиан выступает огромное множество сил, начиная от американских проповедников буддизма и заканчивая откровенным сатанизмом. Большие и маленькие религии и секты, подобно растениям тропического леса, причудливо переплетаясь и вырастая одна из другой, стараются привлечь внимание людей и навязать им свое представление о божественном. Восточные и западные, поли- и монотеистические — каждое из религиозных течений уверяет, что именно оно дает наиболее полные ответы на извечные вопросы человечества о Боге, смысле бытия и цели человеческой жизни. В этом многообразии цветов и оттенков человек зачастую теряется и не находит Того, к кому он действительно стремится — Самого Бога. Многих отпугивает эта пестрота. "Кто же из них все-таки говорит правду?" — думает человек и решает: "Наверное, все врут, а Бога просто нет!" Вот так печально может закончиться путь духовных исканий. Человек вскоре найдет огромную массу дел, которые отвлекут его от мыслей о вечном, и жизнь покажется проще. Ведь выбирать, принимать решения, отыскивать истину в этих непроходимых духовных джунглях намного сложнее, чем просто бежать по жизни не останавливаясь, не задумываясь и не обращая внимание на то, что, помимо повседневных проблем, существует что-то еще. А ведь большинство сегодня живет именно так. На вопросы о религии тысячи людей отвечают: "Для меня это слишком сложно! Я в этом не разбираюсь". Опасность такого подхода очевидна. Поиск истины является необходимой задачей каждого человека, это заложено в самой его природе. Пренебрегая этим духовным трудом, мы рискуем превратиться в роботов, запрограмированных на выполнение определенных операций и не подозревающих о существовании вселенной вокруг. Человек должен принять на себя этот труд: пробраться к истине через чащу заблуждений и войти к Богу через "узкие врата". Долг же тех, кто уже открыл путь к истинному Богу — христиан, стать проводниками для других людей. Однако чтобы быть проводником необходимо хорошо "ориентироваться на местности". Надо уметь убедительно отвечать на вопросы тех, кто все же решился начать поиск истинной веры среди разноликого множества религиозных систем.

Итак, если человек рискнул окунуться в мир религиозных идей, перед ним неизбежно возникнет целый ряд вполне закономерных вопросов: Неужели все эти противоречащие друг другу учения говорят об одном и том же Боге? Какое из учений верно? И как относиться ко всему этому многообразию? Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.

Прежде всего, необходимо сразу отвергнуть идею об одновременной истинности всех религий, которая, к сожалению, имеет в современном мире немало сторонников. Даже среди христиан можно встретить мнение, что все религии абсолютно равноценны и просто рассматривают Бога как бы с разных сторон. Все религии (а, по мнению некоторых, и секты), согласно данной теории, являются разными, но равнозначными путями к Богу. Довольно крупная по численности секта "Вера бахаи" даже сделала тезис о равенстве религий основой своей доктрины, благодаря чему приобрела большой авторитет среди религиозных либералов. И все же, теория об одновременной истинности всех религий является заблуждением. И не только с точки зрения уникальности христианства. Согласно простой логике, два взаимоисключающих суждения не могут одновременно быть истинными. Поэтому, если христианство говорит о том, что Бог — это наш любящий Отец и с Ним можно общаться как с личностью, а индуизм уверяет, что Бог — холодный безликий Абсолют, то справедлива только одна из этих точек зрения. Также если христианская Церковь учит, что Иисус Христос — Единородный Сын Божий, а ислам утверждает, что он просто человек, то и здесь правда только одна. Правило о том, что истина лежит по середине здесь не работает. Мы должны сделать выбор и честно принять только одну из сторон. И в данном вопросе необходима полная ясность. Для нас несомненно, что только христианство обладает полнотой Истины, что вполне понятно, т.к. Сам Сын Божий приоткрыл перед человечеством тайну бытия Бога. Все то в других религиях, что противоречит учению Иисуса Христа можно смело отбросить, поскольку логично предположить, что Сам Бог знает о Себе больше чем кто-либо из людей, пусть даже самых праведных и мудрых. Ни одна из религий, и тем более, сект не может сравниться с христианством по ценности учения. В нехристианских религиях есть слишком много чисто человеческих домыслов, в то время как христианское учение с начала и до конца имеет божественное происхождение. Именно это не позволяет нам говорить о равноценности всех религий.

В то же время, было бы ошибкой считать, что все учения нехристианских религий — сплошное заблуждение или сознательный обман. Неверно и представление о том, что все последователи этих религий обречены на вечную погибель. Эта точка зрения — другая крайность, которая также встречается среди христиан. На самом деле в учениях других религий помимо человеческих фантазий, есть немало действительно верных и прекрасных элементов. На основе этих религий были созданы великие культуры, и это также нельзя сбрасывать со щитов.

Важно помнить, что Бог намного превосходит наши человеческие представления о Нем (ср. Ис. 55, 8 — 9). Иногда его милосердие парадоксально, и оно не согласуется с нашими собственными понятиями. Бог являет себя разным народам в разных культурах порой необъяснимыми для нас путями. Именно этим можно объяснить практически полное совпадение морального закона во всех крупнейших религиях. Принцип "Не делай другому того, чего не желаешь себе" или "Поступай с другими также как хочешь, чтобы поступали с тобой" присутствует и в конфуцианстве, и в буддизме, и в исламе. Нравственное начало — это как раз то, что объединяет мировые религии и открывает возможности для сотрудничества с верующими нехристианами.

Вопрос о спасении последователей нехристианских религий также весьма не прост. Раньше считалось (а кое-где и до сих пор считается), что нехристиане вообще не могут спастись. Однако сегодня ясно, что это утверждение чересчур категорично. Вряд ли кто-то из христиан усомнится в милосердии Бога. Именно поэтому трудно допустить мысль о том, что Бог обрекает на страдания в аду честных и праведных людей, которые по каким-либо причинам не смогли соприкоснуться с христианством. Бог спасает человека из любви, и не оставляет тех, кто искренне живет по совести, даже если эти люди не принадлежат к Церкви. При этом, однако, важно иметь в виду, что только Церковь является спасительным Ковчегом, и спасение нехристиан — скорее исключение чем правило. Несомненно и то, что само это спасение возможно только благодаря жертве Христа, искупившего грехи всех людей. Он Сам открыл нам это, сказав: "Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6).

По учению христианского религиоведения, все религии делятся на естественные и сверхъестественные. К первым относятся религии, созданные людьми в их стремлении приблизиться к божественному. Основатели и важнейшие представители этих религий, благодаря праведности, мудрости и духовной глубине зачастую очень близко подходили к Истине и, возможно, в момент мистического озарения даже получали от Бога частицы священных знаний. Поэтому в таких религиях присутствуют элементы Истины, которые и мы, христиане, должны признать верными. Так, учение буддизма о том, что земной мир несовершенен, и аскеза возвышает человека над суетой земного бытия представляется совершенно справедливым. Также и учение ислама о том, что существует только один Бог, и что человек должен быть верен и послушен Ему не вызывает никаких возражений. Есть и другие примеры. В то же время далеко не со всем в учениях этих религий можно согласиться. А в некоторых из них, например, в индуизме, присутствуют и откровенно темные стороны (имеется в виду культ богини Кали и ряд других). Помимо естественных религий существуют и религии сверхъестественные, к которым относят иудаизм и христианство. В этих религиях связь идет как бы с обратной стороны, то есть, не человек своими усилиями пытается приблизиться к Богу, а Сам Бог из милосердия нисходит к человеку. Сначала он открывает Свою Волю через пророков, а затем через Единородного Сына. В соответствии с этим, христианство является вершиной Откровения, и оно, по словам Христа, должно распространиться по всей земле (ср. Мф. 19, 28). Христианство действительно интернационально, оно предназначено для всех людей, независимо от национальности и культуры. Даже географически родина христианства расположена в центре ойкумены — на стыке Европы, Азии и Африки. Распространяясь по миру, в соответствии с заветом Спасителя, христианство неизбежно должно было столкнуться с другими религиозными системами. А сегодня в эпоху религиозного плюрализма мы встречаемся с последователями нехристианских религий и в самом сердце Западного мира. Как же нам, христианам, относиться к другим религиям и что говорить об этом окружающим нас людям?

Обратимся к документам Церкви. II Ватиканский Собор дает вполне ясный ответ на этот вопрос. Католическое учение по данной проблеме содержится в Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям. В ней сказано: "Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает те образцы делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч Истины, просвещающий всех людей. Однако, она возвещает и обязана возвещать непрестанно Христа, Который есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6), в котором люди находят полноту религиозной жизни, и в Котором Бог примирил Себе все" ("Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации", Брюссель, 1992, с. 432).

Подводя итог, можно лишь повторить давно известную мысль: Все истинное и хорошее исходит от Бога. Поэтому все доброе, что есть в нехристианских религиях, также от Бога, несмотря на то, что сами по себе эти религии являются плодом усилий несовершенного человеческого разума. Мы, христиане, как избранный народ Нового Завета, должны ценить элементы истины, содержащиеся в учениях других религий и уважать убеждения людей, с которыми мы не согласны. Однако при этом мы не можем прикрывать рассуждениями о боязни оскорбить религиозные чувства нехристиан свою собственную пассивность в провозглашении Христова учения. В нынешней ситуации, когда огромное множество религиозных учений борется за человеческие души прямо рядом с нами, христиане просто не имеют права оставаться пассивными. Сегодня, как никогда мы должны помнить слова Христа: "Вы — свет мира" (Мф. 5, 14).

Опрос

Вы читаете библию?