Религиозные течения

ИСЛАМ

Религия Монотеистическая, мироваяНазваниеСлово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи исл...

Статьи

Свидетели Иеговы и учение о Троице Юзеф…

Свидетели Иеговы и учение о Троице Юзеф Дремлюг Свидетели Иеговы утверждают, Что учения о Св. Троице не с...

Деятельность

Регистрация фирм

Регистрация фирм

Наша компания много лет работает на рынке юридических услуг и мы по праву считаем себя лучшими в вопросах регистрации фи...

Св. Лев Великий М.А. Востоков

15.10.2013

Св. Лев Великий
М.А. Востоков

Православная Церковь празднует 18 февраля память "иже во святых отца нашего, Льва, Папы Римского". Он был архидиаконом Римской Церкви и был известен исполнением важной миссии в Галльской земле, когда его выбрали на кафедру Св. Петра 29 сентября 440 г.



В то время Рим перестал быть столицей и уступил это первенство Равенне, что ему не помешало оставаться центром, к которому обращались взоры всех современников V века, знаменитого смутами, которые пришлось перенести христианскому миру, обуреваемому извне сильным натиском варваров, хлынувших со всех сторон на империю, а внутри растлеваемому самыми зловредными и тонко сплетенными ересями, возникшими в Церкви со времен Ария.

Когда король гуннов Атилла подошел к воротам Рима в 452 году св. Лев вышел к нему на встречу: величие, кротость, и красноречие римского первосвятителя умилостивили варварского вождя, который перешел Дунай обратно. Но три года спустя Гензерих завладел Римом, который подвергся четырнадцатидневному грабежу его солдат. Св. Льву удалось добиться только, чтобы не было ни убийств, ни пожаров, и чтобы три главные римские базилики, украшенные некогда Константином, остались нетронутыми.

Авторитет св. Льва в области церковного учения особенно проявился в его сношениях с Востоком. После осуждения несторианства, раздвояющего Христа в ущерб Его Божеству, явилось два богословских течения. Одно силилось установить единство богочеловечества во Христе, а другое умаляло Его человечество в пользу Божества. Так, например, Евтихий отрицал во Христе подобное нам человечество. Он был архимандритом в Константинопольском монастыре, где было до трех сотен монахов. Его влияние на восточное монашество, на двор и на великое число епископов было огромным.

Пользуясь поддержкой Александрийского Патриарха Диоскора, подозревавшего во всех несторианство, он распространял всюду свое еретическое учение.

Уличенный в ереси Феодоритом Кирским, Евтихий имел дерзость написать Папе Льву, чтобы восстановить его против якобы возрождающегося несторианства. Константинопольский епископ Флавиан потребовал его на суд, на который он, после долгих проволочек явился 22 ноября 448 года. Хотя он согласился с тем, что человечество Христос воспринял от своей Матери, Пресвятой Девы Марии, но он отказался признать единосущие с нами человеческой Христовой природы, и, так как он упорствовал в своем заблуждении, его низложили и отлучили от Церкви.

Сильный опорой императора и Диоскора, Евтихий снова написал св. Льву: "Прибегаю к Вам - пишет он - защитнику веры ... и прошу, невзирая на то, что возводят на меня, определить о вере то, что найдете нужным". С другой стороны, Евтихий поручил свое дело св. Петру Хрисологу, епископу Равенскому, который ответил Ему: "Особливо же советуем мы тебе, достопочтенный брат, с величайшим доверием руководствоваться писаниями блаженнейшего Папы города Рима, так как блаженный апостол Петр, живущий и руководящий своим собственным престолом, сообщает истину веры всем ищущим ее".

Между тем в Константинополе старый архимандрит продолжал свои козни. Он добился от императора созыва Собора. Восточные епископы съехались в Ефес в 449 году. Св. Лев прислал туда своих легатов, снабдив их письмами, и , между прочим, знаменитым письмом к Флавиану, в котором учение о воплощении изложено в простых и точных выражениях. Два естества в одном лице, две природы производят каждая свойственное им действие сообща с другим. Император назначил председателем Собора Диоскора, который впоследствии действовал "с дерзостью и надменностью фараона", как его прозвали. Евтихий, покровительствуемый фаворитом императора и своим крестником Хрисафом и поддерживаемый войском под предводительством последнего, был хозяином положения на Соборе. Письма св. Льва доже не были прочтены. Флавиан и Евсевий Дорилейский были объявлены еретиками и низложены.

Тогда римский диакон Илларий, один из легатов Папы, провозгласил свое знаменитое "contradictur", что значит "отвергаю приговор". Голос права восстал против насилия. Диоскор призвал на помощь воинов и толпу монахов, матросов и бунтовщиков, которые ворвались в церковь, где заседал Собор, и заставили епископов подавать голоса, угрожая им смертью. В общем смятении раздался голос Флавиана, который воскликнул, обращаясь к Диоскору: "Я тебя отвергаю", что равносильно воззванию к другому суду. В самом деле ему удалось немедленно подать апелляцию Папе через легатов св. Льва. Св. Флавиан был жестоко избит и ввержен в темницу, а затем отправлен в ссылку, где он умер через три дня от нанесенных ему ударов. Евсевий Дорилейский послал также Папе с места ссылки апелляцию, текст которой был недавно найден.

Другой жертвой " разбойничьего Ефесского Собора", как первый его назвал св. Лев, был Феодорит Кирский. Низложенный Диоскором, он также подал св. Льву красноречивую апелляцию (октябрь 449 г.). "Если Павел - говорит он - глашатай Истины, труба Св. Духа обратился к Великому Петру ... то тем более мы, незначительные и маленькие, прибегаем к Вашему Апостольскому Престолу, чтобы получить от Вас врачевание язвам Церквей, ибо Вам подобает быть первенствующим во всем..." После многих хвалебных слов апостольскому Римскому Престолу и восседающему на нем, и повествования о борьбе и трудах, Феодорит прибавляет: "И после стольких-то тяжких трудов, я осужден без судебного разбирательства. Но я ожидаю решения Вашего Апостольского Престола, прошу и умоляю твою святость позволить мне явиться по вызову к правильному и справедливому суду Вашему и приказать идти к Вам, чтобы я мог показать, что в своем учении следую по стопам апостолов... Прежде всего, я прошу Вас сообщить, должен ли я признавать это несправедливое низложение или нет? Я жду Вашего решения. И если постановите, чтоб я оставался при этом осуждении, то я останусь и на будущее время не буду докучать ни одному человеку, но буду ожидать праведного суда Бога и Спасителя нашего".

В другом письме к римскому священнику Ренату он просит его о защите у Папы: Я прошу Вашу святость убедить святейшего и преподобнейшего архиепископа Римского Льва, чтобы он воспользовался апостольской властью и повелел нам придти на ваш Собор, ибо всесвятейший престол тот имеет начальство над Церквами вселенной по многим причинам..."

Между тем, св. Лев писал Флавиану, о смерти которого он не знал, константинопольскому народу, увещевая его оставаться верным своему законному пастырю, и там же пишет и императору Феодосию, указывая ему на незаконность Ефесского собора.. Императору также писали императрицы Плакида и Евдокия, прося его "нерушимо охранять достоинство св. Петра так, чтобы римский епископ, за которым вся древность признавала первенство над всеми, мог свободно судить о вере и священнослужителях".

На Константинопольскую кафедру был возведен Анатолий в преемники Флавиану и он тоже писал св. Льву, прося о своем признании.

В это же время (28 июля 450 г.) Феодосий умер от последствий падения с лошади. Обстоятельства изменились. Императрица Пульхерия взяла бразды правления и разделила власть с сенатором Маркианом, который враждовал с приверженцами Евтихия и добился созыва Вселенского Собора. Папа св. Лев приказал на нем присутствовать двум своим легатам, и одного из них - Пасхазина, назначил быть председателем Собора, который и открылся в Халкидоне 8 октября 451 г.

Когда Собор оправдал Флавиана, Евсевия Дорилейского и Феодосия Кирского и объявил, что " благочестивейший Феодорит должен заседать в Соборе, потому что ему святейший архиепископ Лев возвратил епископию", Диоскор был вызван на суд в качестве обвиняемого. Было спрошено у легатов, в чем его обвиняют, и они ответили: "Пусть он даст отчет о своем мнении, ибо он предвосхитил право судьи, которого не имел без разрешения Римского епископа". Тогда Собор дал свое определение в следующих выражениях: "Святейший и блаженнейший архиепископ древнего Рима, Лев, через нас и через настоящий святой Собор вместе с трижды блаженнейшим всехвальным апостолом Петром, который есть камень и утверждение Католической Церкви и основание православной веры, лишает упомянутого Диоскора епископского сана и всех прав священнодействия".

Письма св. Льва, и особенно послание его к Флавиану были таким ясным изложением христианской веры, что по прочтению их отцы Собора воскликнули: "Так сказал через Льва Петр! Лев учит Истине!" Потом присутствующие на Соборе епископы написали Льву послание, прося его утвердить их определение: "Как члены объединяются главой - писали они - так и Папа Лев через своих представителей сохранял власть над всеми чадами Собора". Далее они говорят, что обязанность Льва - сохранять единство в теле Церкви. Таким образом, подлинное христианское учение торжествовало, мир восстановился, виновные подверглись наказанию и невинные были оправданы. Несмотря на тогдашнюю смуту, все же блаженно было то время, в которое каждый епископ, каждый священник, каждый верный сын Вселенской Церкви знал, что у него есть в Риме верховный и непогрешимый судья, к которому он всегда мог апеллировать.

Из всего вышесказанного ясно, что Лев сознавал себя главой Церкви, с которым должны согласоваться все члены ее. Он прилагает к себе этот титул, Собор признает его за ним, и епископы обращаются к нему как к главе. Его именем утверждается христианская Истина, его властью Собор осуждает или оправдывает, отлучает или восстанавливает. Все признают, что "устами Льва говорит Петр". Потребовалось бы слишком много времени для приведения в известность всех последствий, вытекающих из таковых фактов; впрочем, это сделано Владимиром Соловьевым с ясностью, глубиной и логикой, которые трудно превзойти.

Авторитет, осознаваемый Львом и который за ним признавали Собор и все православные епископы, веками прославляется в православных литургических книгах с такой торжественностью, о которой не знает западный обряд.

Не служит ли отголоском слов Христовых, обращенных к Петру: "Паси агнцев Моих:", "Паси овец Моих" (Ин. 21, 16 - 17) слова кондака, читаемого св. Льву 18 февраля. "На престоле, славне, священства сед и львов уста словесных заградив, догматы богодухновенными честныя Троицы озарил еси свет благоразумия твоему стаду. Очевидно, что здесь подразумевается весь христианский мир. В другом месте читаем: "Что тя именуем богодухновенне; главу ли православныя Церкви Христовой; око ли благочестия: проповедника ли истины и основание твердо; старейшину верховного Собора честнаго, правила учения известно:" (Стихиры). Канон службы св. Льва был написан Феофаном Начертанным за несколько лет до Фотия (фактического инициатора раскола - прим. ред.) и в нем, между прочим, читается: "Петра верховного престола наследник был еси, того имея нрав и ревность богомудре: Столп православия Христовой Церкве: Сокрыл еси приложением твоих догматов богомерзких ересей следы: Утро ли от Запада воссиял еси, триблаженне, свиток благочестивых догматов, яко лучи Церкве, богомудре испущая и озаряя души нашя: Петра честнаго преемник и сего начальством обогатився" (Минея 18 февраля).

Св. Лев написал множество посланий (около 150) с изложением христианского учения, произнес много речей, из которых дошло до нас около сотни. Они великолепны по чистоте слова, по торжественности тона и по обилию свидетельств в пользу папского первенства, его божественного происхождения и власти Петра и его преемников, простирающейся на всю вселенную.

Что учение Льва о вселенской власти Петра и Римских Первосвященников согласно православию, свидетельствуется тем, что Православная Церковь прославляет его, именуя "столпом православия".

Св. Лев скончался 10 ноября 461 года. Он считается одним из великих учителей Церкви. Его мощи почивают в посвященном ему приделе, находящемся в соборе св. Петра в Риме.

Закончим это краткое жизнеописание словами, которые поются на богослужении всеми нашими православными соотечественниками с самого начала принятия ими христианства: "Отца и Сына и Духа Святаго трисолнечный свет, трисвятую силу, Божество едино и едино существо сию проповедав, уста льстивыя до конца заградил еси еретичествующих, Льве богомудре. Там же честнейшую Богородительницу яко Богородицу исповедав, несториево безумие и буесловие низложил еси, сего ради познался еси в мире и в Риме яко божественный таинник Божия благодати".




 

Опрос

Вы читаете библию?