19.06.2013 13:39
Рок: угроза христианству или просто музыка?
Георгий Бриц
В настоящее время среди большинства христиан, особенно пожилых, бытует мнение, что рок - это дьявольская музыка, которую настоящий христианин слушать не должен, а все рок-музыканты, сознательно или нет, являются поклонниками дьявола. Об этом рассказывают книги и фильмы с леденящими душу названиями, типа: "Нам нужна только твоя душа" или "Колокола ада". В них идет речь о непременной связи между роком и темными силами, и их авторы даже призывают к уничтожению всех имеющихся в домах христиан записей с рок музыкой. Для такого радикального суждения о рок-н-ролле конечно есть свои причины и довольно весомые. Это и открыто сатанинские группы, и использование фанатами рока символов, толковать которые можно весьма двояко. Но все-таки не стоит переоценивать их значение и из-за отдельных представителей рок-культуры выносить приговор всему направлению. К тому же сегодня рок-музыка во многом уже не является символом какой-то идеи. Это лишь музыкальный стиль (или, скорее, совокупность стилей), имеющий своих поклонников. Среди них, несомненно, встречаются люди "со странностями", но, впрочем, где они не встречаются?
Первоначально рок-н-ролл зарождался как культура социального протеста, его последователи становились в оппозицию "официальному" миру, полному лицемерия и ханжества. Знаменем этого протеста стала рок-музыка. Благодаря свойственным ей энергии и ритму, она приобрела огромную популярность в молодежной среде. В 60-х годах образовалось мощное молодежное движение, сторонники которого создали свой стиль одежды, поведения, и восстали против тех устоев общества, которые, по их мнению, ограничивали свободу. Христианство как "официальная" религия Европы и Америки также попало в разряд старых и ненужных "идолов". Сегодня мы, христиане, открыто признаем свою вину за то, что христианство в определенный период истории стало для значительной части молодежи "ненужным" и даже ненавистным. Вполне понятно, что "формальная" религия, превращенная в свод моральных правил, не может привлекать активных и искренних молодых людей. Именно об этом говорил Иисус Христос, упрекая фарисеев и саддукеев. Однако христианство в истории нередко подвергалось той самой формализации, с которой непримиримо боролся Спаситель. Результатом стало то, что христианство и большая часть молодежи в 60-х годах оказались по разные стороны баррикад.
При этом часть рокеров в своем протесте против "мира сытых бюргеров" зашла слишком далеко. Некоторые начали увлекаться оккультизмом, кое-кто даже впал в откровенный сатанизм. Они посчитали, что если христианство формально и фальшиво, то следует исповедовать его противоположность. На сцене стали появляться группы, открыто проповедующие зло. Особенно много их было среди исполнителей тяжелого рока. Одной из первых в этом направлении стала группа "Black Sabbath". Она была очень популярна, но не все ее поклонники спешили перенимать убеждения своих кумиров. Настоящий бум сатанизма произошел в 1981 году, после появления сатанинской группы "Venom". Ее последователи считали что весь рок должен быть посвящен сатане, а все, что не имеет к нему отношения, роком не является. Это движение получило некоторое распространение в Европе, но к настоящему времени почти полностью затухло.
Совершенно иная ситуация сложилась в России. Здесь протест также имел место и его знаменем также стал рок. Однако неформальная молодежь протестовала не против "бюргерского", христианства а против атеизма и коммунистической идеологии. Протест этот проявлялся в весьма духовных песнях, пусть не христианских, но не имеющих никакого отношения к сатанизму. Если посмотреть тексты песен "Аквариума", "Алисы", "Наутилуса", мы не обнаружим в них никаких призывов к служению злу. Напротив, в этих текстах и музыке есть стремление к свету и добру, а в некоторых песнях присутствует и христианский мотив ("Церковь" Юрия Шевчука и др.). Известно также что Константин Кинчев, лидер группы "Алиса" недавно принял крещение.
В западном роке тоже не все так плохо как утверждают борцы с рок-музыкой. Отнюдь не все рок группы поддерживают идеи о посвящении рока дьяволу. Существует огромное количество групп, играющих тяжелый рок, которые никак не связаны с оккультизмом и темной религией. Яркими примерами являются такие группы как "Metallica", "Accept", "Cinderella" и многие другие. Многие борцы с роком утверждают, что те рок-музыканты которые открыто не признаются в связи с дьяволом поддерживают ее тайно, скрывая это с целью заманивания в свои сети как можно большего числа поклонников. Это весьма сомнительный довод. Трудно представить, что люди, пишущие удивительные по красоте лирические "баллады", выступающие против войн и наркотиков в тайне служат злу. К тому же существует немало христианских рок групп, некоторые из которых играют в чрезвычайно "тяжелых" тонах.
В последнее время явственно прослеживается тенденция к "осветлению" тяжелого рока и рок-музыки в целом. Например, не так давно Оззи Осборн, бывший солист группы "Black Sabbath", публично отрекся от своих прежних убеждений и его теперешнее творчество никак не связано с темными силами. Что же касается "обычного" рока, то здесь присутствуют примеры непосредственных актов примирения с христианством. Так, знаменитый рок-певец Боб Дилан выступил на концерте в Болонье во время национального Евхаристического Конгресса в Италии 27 сентября 1997 г. На концерте присутствовал и Папа Иоанн Павел II. Во время концерта Боб Дилан сказал, что взаимное непонимание Церкви и рок-движения, которое имело место, ушло в прошлое.
Таким образом, в рок-музыке, как таковой, несомненно нет ничего дурного, и христиане вполне могут ее слушать. При этом очевидно, что откровенно сатанинские группы, проповедующие зло, не должны считаться безобидными, и мы вовсе не призываем относиться к этому равнодушно. В заключение хотелось бы сказать, что прежде чем судить о каком-либо явлении, в т. ч. и о рок-музыке, необходимо подробно разобраться, чтобы защищать истинную веру от реальной опасности, а не бороться с ветряными мельницами.