Религиозные течения

ИУДАИЗМ

13.09.2013 Религия Монотеистическая, национальная Название Иудаизмом принято называть национальную ре...

Статьи

Св. Мартин М.А. Востоков

17.10.2013 Св. Мартин М.А. Востоков Когда св. Мартин занял кафедру св. Петра после Папы Феодора (649), пол...

Деятельность

Психологическая помощь и консультация пс…

Психологическая помощь и консультация психолога

Часто возникают различные трудно объяснимые чувства и эмоции, такие как душевное беспокойство или сложности в отношен...

РЕЛИГИИ ДРЕВНОСТИ

20.09.2013

К религиям древности относят не существующие в настоящее время верования древних народов и государств. К таковым, в частности, относятся религии Древней Месопотамии, Египта, Греции и Рима, а также дохристианские верования народов Европы: кельтов, германцев, славян, и др.



Как правило, эти религии были национально-государственными, - религиозная идентичность человека определялась в них исключительно его этническим происхождением или принадлежностью к какому-либо государственному образованию (царству, полису, племенному союзу). У каждого отдельного народа существовали собственные боги-покровители, почитание которых было всеобщей обязанностью. Почитание же чужих богов становилось национальным предательством и государственной изменой. Таким образом, религия одновременно являлась и формой государственной идеологии, сплачивая народ вокруг царя (вождя) и жречества. Разумеется, в этих условиях какое-либо взаимное "миссионерство" было абсолютно невозможным. В то же время, такие религии могли быть распространены на значительной территории, поскольку древние царства и империи нередко навязвали покоренным народам собственные религиозные культы.

С точки зрения вероучения, в основе всех древних религий стоял политеизм или многобожие. Пантеон богов, как правило, был громоздким и запутанным, а "функции" божеств дублировались. Для мощных религиозных систем крупных империй это облегчало процесс ассимиляции религий покоренных народов. Божества этих народов просто включались в общеимперский пантеон под своими же именами, или объявлялось, что покоренный народ испокон веков почитал того или иного общеимперского бога под другим именем. От того, какой этнос являся в данный момент доминирующим в империи, зависело то, чей племенной бог возглавляет иерархию божеств в общем пантеоне. Поэтому роль верховного бога государства в разное время могла принадлежать разным божествам, что хорошо заметно на примере религии Древнего Двуречья. Иногда происходили случаи свободного (добровольного) заимствования культов из религий других народов. Особенно часто это наблюдалось в эпоху эллинизма, когда появилась возможность активного взаимного влияния различных религий и культур. На этой почве порой возникали и синкретические религиозные культы, такие как греко-египетский культ Сераписа.

Общей чертой всех религий древности была их мифологическая основа. Именно мифам отводилась главная роль в попытке объяснить окружающий мир, и это коренным образом отличает религии древности от современных мировых религий. Все культы конкретных богов также были связаны с мифологией. Сохранением и кодификацией многочисленных мифов занималось жречество. Оно же было носителем всей суммы знаний, как религиозно-мифологических, так и светских (научных).

 

Опрос

Вы читаете библию?