Религиозные течения

РЕЛИГИИ ДРЕВНОСТИ

20.09.2013 К религиям древности относят не существующие в настоящее время верования древних народов и государств....

Статьи

Как вести диалог с тем, кто тебя не слыш…

Как вести диалог с тем, кто тебя не слышитЮзеф Дремлюг Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понима...

Деятельность

Регистрация индивидуального предпринимат…

Регистрация индивидуального предпринимателя

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя на первый взгляд достаточно проста. Необходимо заполнить заявле...

Об авторстве Пятикнижия Анна Сидякина

Об авторстве Пятикнижия
Анна Сидякина

В жизни христианина Священное Писание занимает очень важное место. Это и Божий Закон, и текст для размышления, и повествование о Том, Кого мы любим. Но прежде всего это - слово Бога, обращенное к каждому из нас. Вот что говорит об этом Церковь:

"Богооткровенная истина, которая содержится и излагается в Священном Писании, написана под вдохновением от Духа Святого. Святая Матерь Церковь, по вере Апостолов, принимает все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их составных частях, как священные и канонические, так как, написанные под вдохновением от Духа Святого, они имеют автором Самого Бога". (II Ват. Собор, догм. конст. "О Божественном Откровении", 11)

Однако при чтении Писания не менее важно помнить, что "Бог избрал определенных людей (:) чтобы при действии Его Самого в них и через них, они письменно передали, как настоящие авторы, все, и только то, что Он хотел" (там же). Кажется, не нужно в очередной раз говорить о значении исторического контекста для правильного понимания Писания. Однако все не так просто. Что мы подразумеваем под "историческим контекстом"? Библия только писалась более тысячи лет: неужели же исторические условия за все это время не изменились? Менялась обстановка, менялись и цели священнописателей. И апостол Иоанн обращался совсем не к тем людям, которые внимали (точнее, не внимали) пророку Иеремии. Поэтому важно знать, когда написана та или иная книга Священного Писания. Однако это - задача не из легких, тем более, что во многих случаях автора мы не знаем вообще, а о времени, когда написана книга, можем только догадываться, хотя традиция и называет автором того или иного царя, пророка, вождя.
Пятикнижие

Пять первых книг Библии, как известно, приписываются Моисею. Таково было мнение в начале нашей эры и позднее (Ин. 1, 45; Рим. 10, 5). Однако в более древних источниках такого утверждения не содержится. Более того, есть основания думать, что когда (хотя и крайне редко) в Пятикнижии говорится "Моисей написал" (напр. Исх. 24, 4; Втор. 31, 22), это относится лишь к конкретному месту в тексте. Много вопросов вызывают и повторы и расхождения, а также очевидная разница в стиле внутри Пятикнижия и отдельных книг, в него входящих. Как согласовать это с единоличным авторством Моисея?

В XVIII веке Ж. Астрюк предложил гипотезу, согласно которой Моисей для составления Книги Бытия пользовался множеством источников. Дальнейшие усилия исследователей были направлены на поиск этих источников, пока в 1866 году К. Х. Графом не была сформулирована т.н. документарная теория. Эта теория, в 1876 г. усовершенствованная и опубликованная И. Велльхаузеном, долгое время отвергалась католическими учеными, однако в конце концов, в переработанном виде, она была принята Папской Библейской Комиссией в 1948 г., и в качестве рабочей гипотезы используется до сих пор.

Рассмотрим ее подробно. По документарной теории Пятикнижие было окончательно сформировано автором-составителем в V веке до Р.Х. Этой работой завершился долгий и сложный процесс, начавшийся еще во времена Моисея. При составлении священнописатель использовал четыре документа: ягвистский (сокращенно J), элогистский (E), девтерономический ("второзаконный", D) и священнический (P, от нем. Priester - "священник"), которые создавались в различные эпохи. Однако история и археология народов Ближнего Востока показывает, что многие обычаи и законы Пятикнижия существовали задолго до предполагаемого времени составления этих документов, также и его повествования описывают реальный быт более древних эпох. Сопоставлением и смешением документов не всегда объяснимы и те дублировки и расхождения, которые мы встречаем с первых же глав Библии (напр. Быт. 6, 18 - 21 и 7, 2 - 3; 7, 14 - 16 и 7, 8 - 9). С другой стороны, известно о существовании устных традиций в местах культа и священных местностях. Эти традиции, вполне вероятно, восходили к эпохе образования Израильского народа и в конце концов оказались внесенными в Пятикнижие. Итак, будем говорить не о документах, а о традициях, и остановимся на каждой из них.
Ягвистская традиция (J)

Названа так по имени Бога - Ягве, которое появляется здесь с рассказа о сотворении мира (второго - Быт. 2, 4 - 25, более древнего). Бог, живой и близкий людям, превращает человеческую историю в историю спасения, вмешиваясь как видимым, так и невидимым образом. Ягвистская традиция возникла в царствование Соломона (Х в. до Р.Х.) в Иудее. В Пятикнижии она особенно наглядна в книге Бытия (начиная со 2-й главы; спасение Ноя; повеление Аврааму идти в Ханаан и т. д.), а также в книгах Исхода и Чисел. Единственным "правовым" текстом традиции J является т.н. "ягвистский кодекс" (Исх. 34).
Элогистская традиция (Е)

Названа по другому имени Бога - Элогим (мн. число от еврейского el - "бог", такая форма подчеркивает величие единого Бога), так как, согласно ей, имя Ягве впервые было объявлено Моисею на Синае. Связи Бога с людьми здесь не столь тесны. Бог воспринимается менее материально, без антропоморфизмов. Невидим, говорит из огня или из облака, часто во сне, действует посредством ангелов. Традиция эта возникла намного позже ягвистской, в IX в. до Р.Х. в северном, Израильском царстве. Проявляется в тех же трех книгах. Начиная с Быт. 20 (по мнению ряда исследователей, Быт. 15, 1 - 5 - также традиция Е), "элогистский кодекс" - Исх. 20 - 23.
Священническая традиция (Р)

Традиция священников Иерусалимского Храма. Ее область - все, что касается культа, праздников и жертвоприношений. Традиция сформировалась во время Вавилонского плена (587 - 538 гг. до Р.Х.), окончательный вид приобрела уже в Иерусалиме (конец VI в. до Р.Х.). Традиция Р начинается в 1-й главе книги Бытия (первый рассказ о сотворении мира), проходя через всю книгу. К ней относится все законодательство книг Исхода и Чисел (кроме двух кодексов завета, Исх. 20 - 23; 34), целиком книга Левит. Окончательное оформление Пятикнижию дала как раз эта традиция.
Девтерономическая традиция (D)

Эта традиция ограничивается книгой Второзакония, не оказывая влияния на другие, кроме некоторых моментов в книгах Бытия и Исхода. Во Второзаконии священнописатель как бы подводит итоги предыдущей истории, излагая ее от пребывания на Хориве, а также частично повторяя Закон. Главное здесь - отражение любви Ягве к Своему Избранному народу. Показу идеи служит и стиль: поучающий, ораторский даже в заповедях. Та же традиция будет видна и в книгах Иисуса Навина, Судей, Царств. Наиболее древняя часть Второзакония - "девтерономический кодекс" (Втор. 12 - 18) - сформировалась в Израильском царстве раньше 721 г. до Р.Х. После падения северного царства кодекс перенесен левитами в Иерусалим, где найден и обнародован при царе Иосии (640 - 609). Окончательная расширенная редакция относится скорее всего ко времени возвращения из Плена.

Ягвистская и элогистская традиции приобрели окончательный вид и слились в единое повествование (JE) вскоре после 721 г. до Р.Х. (года падения Северного царства). Второзаконие и священническая традиция развивались одновременно. Во время Плена священнический автор взял за основу эпос JE и вставил в него в основном законченный материал своей традиции (JEP). После плена было добавлено Второзаконие и сделана окончательная редакция всего собрания (JEDP). Вполне возможно, что "Книгой Закона Моисеева", которую Ездра в 428 г. до Р.Х. принес в Иерусалим (Неем. 8, 1), и была Тора, Пятикнижие, и тогда его окончание может быть отнесено к V в. до Р.Х.

Итак, логично предположить, что, вероятнее всего, Моисей не был непосредственным автором первых пяти книг Библии. Формирование Пятикнижия в нынешнем виде происходило на протяжении веков, благодаря усилиям множества людей, собравших, в конце концов, воедино устные и письменные традиции Израильского народа. Древнейшие из этих традиций восходят к эпохе Моисея и, возможно, лично к нему. Так или иначе, само существование этих традиций, а также место, которое священнописатели отводят Моисею, могут лишь "подтвердить то громадное участие и глубокое влияние, которое имел Моисей как автор и законодатель" (Послание Папской Библейской Комиссии кардиналу Сюару, 17 марта 1948 года).

Опрос

Вы читаете библию?