19.09.2013 Религия Политеистическая, национальная Традиционная религия Японии Название Название рел...
14.09.2013 Зачем говорить о сектах Юзеф Дремлюг Сектантство - явление отнюдь не новое. Слово 'секта...
Процедура регистрации индивидуального предпринимателя на первый взгляд достаточно проста. Необходимо заполнить заявле...
19.06.2013 13:38
21.10.2013
Существуют в Петербурге вещи, которые меня беспокоят и огорчают, однако есть и такие, которые доставляют большую радость. К числу сих последних относится и 'MILITIA DEI'. С вашей Общиной я связываю много надежд.
Надеюсь, что вы не только сможете организовать "Центр информации о сектах", и довести эту информацию до широкого круга людей, но со временем также образуете "Центр христианского воспитания". С этой идеей связана моя нереализованная мечта о "Домах надежды". Надеюсь также, что ваша смелость в принятии на себя ответственности за Евангелие, за другого человека станет примером и стимулом для других верующих поступать также. Человек, который сердцем принял Христа, не может быть равнодушен к тому, что происходит с его братьями и должен взять на себя труд служения им. В Санкт-Петербурге наступает время активизации людей ответственных и смелых...
Однако, приступим к теме. Секты являют собой несомненную опасность. Осмелюсь однако утверждать, что это не самая большая угроза цивилизации, человечеству и религии. Осознание этого представляется мне весьма важным.
Наш век породил три мощные "псевдо-религии" (это название дискуссионно, их также определяют как "анти-религии", впрочем и это название также имеет массу недостатков). Три "псевдо-религии" это: фашизм, являющийся радикализированной формой национализма, коммунизм — радикализированная форма социализма и секуляризм или светский гуманизм — радикализированная форма либерализма.
Основная драма ХХ века — это разрушение культуры и религии да и самого человека посредством этих псевдо-религиозных формаций. Их деструктивное влияние распространяется на католичество, православие, протестантизм, а также конфуцианство, даосизм, буддизм и другие великие религии, даже ислам, хотя и в меньшей степени. На фоне этой угрозы яснее чем когда-либо видно, что все религии, даже те, в которых мы не находим почитания личного Бога, являются нашими действительными союзниками. Пожалуй, наиболее ясно это осознает Папа Иоанн Павел II, положивший начало неслыханному ранее делу, а именно, совместной молитве всех религий в Ассизи. Считаю это одним из важнейших достижений нынешнего Папы.
Все это, впрочем, не подрывает глубокого убеждения христиан в том, что Бог окончательно открыл свою волю именно через Христа, но, несомненно, означает убеждение Церкви, что Бог всегда и везде великодушно обращался к людям.
Почему я пишу обо всем этом? Потому, что христианин, осознающий опасность сект, сам должен иметь достаточную широту взглядов, и внимательно следить, чтобы сектантское мышление не проникло внутрь его самого. Такой христианин, встречаясь с различными религиозными группами, подходит к ним более с доверием нежели с подозрительностью. Если люди из таких групп открыты для диалога, то ученик Христа должен говорить с ними, не скрывая своей веры и своих убеждений. Христианин должен относиться с уважением и к молитве этих людей, даже если сам не может принять в ней участие. Не следует также бросать обвинений в адрес религиозных течений или групп, не имея уверенности в том, что они абсолютно обоснованы. Христианская борьба за человека должна быть борьбой в истине и справедливости. Вот пример. Зачастую многие секты обвиняются в том, что за ними стоят большие деньги. Скорее всего, в большинстве случаев это действительно так, однако следует быть осторожным с этим аргументом, поскольку можно серьезно ошибиться. Так или иначе, рядовые члены подобных движений не имеют ничего общего с большими деньгами, и пришли в эти группы не из-за денег. Вопрос этот достаточно сложен. Необходимо разоблачать деятельность сект, особенно так называемых "тоталитарных сект", однако делать это следует правильно.
А теперь несколько моментов, касающихся тех трех мощных псевдорелигий, о которых шла речь в начале. В многих сектах прослеживаются элементы их идеологии, однако свою силу они проявляют независимо от сект.
Во первых, национализм со своим апогеем — фашизмом. Казалось бы, после падения Гитлера и Нюренбергского процесса эта могущественная формация осталась далеко позади. И да и нет. Да — поскольку фашизм был человечеством осужден, нет — поскольку национализм дремлет в каждом народе, ожидая момента чтобы явить свою деструктивную силу. Необходимо сознательно совершенствовать орудия защиты от национализма. Я вижу здесь две основных задачи. Первая задача — упрочить уважение к своей национальной культуре. Признаться, я очень огорчался, когда встречал в России людей, неуважительно относящихся к своей национальной культуре. Мне говорили, что в истории России нет ничего, кроме насилия и рабства. Это глубокое заблуждение. Российская культура — это великая культура, так что есть на чем строить и к чему обращаться. Нужно постараться проникнуться ею. В то же время другая задача — осознание ограниченности, недостатков и ошибок, существовавших и существующих в моем народе. В России меня часто поражало полное незнание людьми отечественной истории. Это стало особенно заметно, когда на горизонте возникла проблема Эстонии, а позднее Чечни. Порой интеллигентные люди высказывали такие взгляды, что казалось, они только что прилетели с другой планеты. Поэтому для всех остается актуальной задачей изучение истории — без самобичевания, однако и без обеления темных пятен.
Другой псевдо-религией ХХ века оказался коммунизм. Нашествие коммунизма на мир, особенно на Россию является одним из важнейших событий для истории христианства, а может быть и всего мира. Увы, до сегодняшнего дня не удалось предъявить счет этой формации, и до сих пор мы реально не отдаем себе отчета в том, какие страшные пепелища она оставила после себя. Надеюсь, эта система уже никогда не вернется на арену человеческой истории. Сегодня ведутся дискуссии, в том числе в моей стране, какие следы коммунизм оставил в людях. Говорят разное. На мой взгляд, последствием коммунизма стало тотальное неверие в возможность нормальной и честной жизни, а также тотальная подозрительность в отношении к другим людям. Неоднократно приходилось слышать в Петербурге, что люди, занимающие общественное положение пекутся только об одном — о себе. Почти никто, например, не верит, что Губернатор города может трактовать свою работу как службу другим людям. Именно в Санкт-Петербурге мне приходилось встречаться с убеждением, что все общественные дела финансируются всемогущей мафией. Никому нельзя верить — все под подозрением. Не вникаю, что из этого правда, а что нет, так или иначе, все это — последствия коммунизма. И в таких условиях необходимо строить Церковь! Поэтому задачей огромного значения является установление общественных связей. Необходима красивая литургия, богословские школы, однако прежде всего нам нужны "малые церкви" — группы людей, которые друг другу действительно доверяют.
И, наконец, третья грозная псевдо-религия нашего века — это светский гуманизм, секуляризм. Именно эта псевдо-религия сегодня наступает, и она до конца не описана и даже не распознана. Главным оружием этой формации оказываются достижения современной техники. Сама по себе техника не является чем-либо дурным и осуждать ее нельзя. Однако когда техника атакует традиционную культуру и религию — происходит нечто ненормальное. Мир как бы становится плоским, двухмерным и в нем уже нет места для Бога, которого пытаются заменить суррогатом в виде магии, астрологии или "комического бога". На всех парах наступает религиозный индифферентизм и моральный нигилизм. Зачем напрягать силы и придерживаться каких-то принципов, когда можно удобно и весело (но действительно ли весело?) пройти по жизни. Под все это сегодня подведена целая философия, называющаяся "философией свободы" (!).
Вопросы о смысле человеческой жизни и о Том, Кто придает жизни смысл — о Боге не возможно убить в человеке. И так как вопросы эти не удается убить, они возвращаются вновь с еще большей силой. Но все же, какое опустошение эта новая псевдо-религия еще способна принести? В скольких людях удастся ей погубить душу? Это трагичные вопросы. И каким будет человечество через 40 лет?
Поэтому-то Церковь нуждается сегодня в людях живой веры, не столько внешне религиозных, но с внутренней верой, от души, от сердца. В этом лекарство от всех духовных опасностей.
Я написал это все для того, чтобы призвать вас смотреть на мир и на религию очень широко. Чтобы вы любили все истинное в других религиях. И еще одно: хотел бы, чтобы вы присвоили себе старинный девиз, гласящий: "Все что ни есть в мире истинного, принадлежит нам, христианам". Такими мы должны быть людьми, смотрящими на других не с подозрительностью, но позитивно, чтобы замечать у других все истинное и доброе и прибавлять это к своему богатству.