Религиозные течения

АТЕИЗМ

Слово атеизм происходит от греческого Teos - "Бог" с отрицательной частицей -а. Как некое единое учение атеизм не сущест...

Статьи

Пацифизм и христианство Иоанна Жарикова…

Пацифизм и христианствоИоанна Жарикова Представление о прямой связи пацифизма с христианством — стереотип, распространен...

Деятельность

Регистрация ООО, ЗАО, ОАО и ИП

Регистрация ООО, ЗАО, ОАО и ИП

Согласно законов государства, основа для начала любой коммерческой или же хозяйственной деятельности, это получение с...

МАРИАВИТЫ (польск. MARYAWICI)

История возникновения

Движение мариавитов возникло в 1893 г. на части территории Польши, входившей в состав Российской империи.Его название происходит от слов Maria и vita (лат. "жизнь") и символизирует намерение членов движения подражать в своей жизни Пресвятой Деве Марии.

В основе движения лежала идея обновления Церкви в духе "приближения" ее к народу. Основательницей мариавитов стала настоятельница монастыря кларисс Мария Франциска Козловска (род. 1867), не раз выступавшая с критикой католической иерархии в Польше. Ее взгляды разделяла часть мирян, а также отдельные представители клира. Вскоре во главе движения мариавитов встали священники Я. Ковальский и Р. Прухневский. К 1897 г. к ним присоединилось еще 8 священников. Первоначально они стремились получить разрешение на деятельность движения от церковных властей, однако польские епископы такого разрешения не дали. Более того, декретом от 4 сентября 1904 г. движение было распущено. Мариавиты подчинились решению курии, однако после того как епископ Варшавский стал отправлять в отставку священников, участвовавших в движении, они начали открыто протестовать и самовольно восстановили движение. В 1906 г. мариавитов вновь возглавил Я. Ковальский. В ответ на такое откровенное непослушание церковной власти епископы стали отлучать особо рьяных мариавитов от Церкви. Мариавиты обратились с жалобой в Рим, однако Св. Престол полностью поддержал действия польского епископата. В апреле 1906 г. Св. Престол отлучил лидеров движения от Церкви.

После этого мариавиты открыто порвали с Католической Церковью и стали искать поддержки у российских властей, обратившись в МВД с ходатайством о легализации. Весть о возникновении раскола среди польских католиков была встречена русской православной общественностью с нескрываемым удовлетворением. Власть сразу оказала раскольникам поддержку. Уже 26 ноября 1906 г. "Союз мариавитов" начал легально действовать на основании "Высочайше утвержденных правил".

В августе 1909 г. мариавиты были приглашены на съезд старокатоликов в Вене, где было провозглашено их объединение со Старокатолической церковью. Глава мариавитов Я. Ковальский 5 октября 1909 г. был посвящен в епископы "Католической церкви мариавитов в Царстве Польском".

Организационная структура

В начале ХХ века мариавиты управлялись генеральным капитулом или синодом, находившимся в Варшаве (учрежден 10 октября 1907 г.). В приходах, кроме настоятелей, имелись викарии и диаконы. Приходы объединялись в округа во главе с кустодами, а округа в провинции, которые возглавляли провинциальные министры с провинциальными викариями. В 1910 г. в Ловиче были рукоположены два новых епископа: Роман Прухневский и Леон Голомбевский. К концу 1911 г. в Польше насчитывалось 96 приходов мариавитов с общей численностью в 200 тыс. прихожан. Наибольшее их число было сосредоточено в Варшаве и Лодзи. В Лодзи располагалась и типография мариавитов, которая выпускала журналы "Wiadomosci Maryawickie" и "Maryawita".

Из Польши движение мариавитов (не без помощи российских властей) начало распространяться в Белоруссии и Литве. Мариавиты появились даже в Киеве, Одессе и на Волге.

Учение

Мариавиты признают все важнейшие догматы Католической Церкви, но отрицают главенство Римского Папы. Богослужение уже в начале ХХ в. совершалось ими на польском языке. Причащение может проходить как под одним видом, так и sub utraque. Духовенство соблюдает целибат, а также воздерживается от употребления мяса, алкоголя и табака. Одним из принципов мариавитов является также безвозмездное совершение треб. Духовенство мариавитов, как правило, имело хорошее образование. Примечательно, что среди мариавитов было много выпускников Санкт-Петербургской римско-католической духовной академии.

Литература
Керенский В. "Мариавиты" СПб., 1908.
Рейнке Н. "Мариавиты" СПб., 1910.
Ровинский К. "Мариавиты в царстве Польском" СПб, 1910.
"Секта мариавитов" // Церковные ведомости (СПб.) ? 10, 1906 г.
Троицкий С. "Мариавиты" // Церковные ведомости (СПб.) ? 12, 1907 г.
Троицкий С. "Мариавиты" // Церковные ведомости (СПб.) ? 40, 1910 г.

Опрос

Вы читаете библию?