Религиозные течения

ИУДАИЗМ

13.09.2013 Религия Монотеистическая, национальная Название Иудаизмом принято называть национальную ре...

Статьи

Рок: угроза христианству или просто музы…

Рок: угроза христианству или просто музыка?Георгий БрицВ настоящее время среди большинства христиан, особенно пожилых, б...

Деятельность

Ликвидация ОАО

Ликвидация ОАО

Процедура аннулирования ОАО подразумевает полное завершение любой активности. Процесс аннулирования ОАО может быть прове...

МАРИАВИТЫ (польск. MARYAWICI)

История возникновения

Движение мариавитов возникло в 1893 г. на части территории Польши, входившей в состав Российской империи.Его название происходит от слов Maria и vita (лат. "жизнь") и символизирует намерение членов движения подражать в своей жизни Пресвятой Деве Марии.

В основе движения лежала идея обновления Церкви в духе "приближения" ее к народу. Основательницей мариавитов стала настоятельница монастыря кларисс Мария Франциска Козловска (род. 1867), не раз выступавшая с критикой католической иерархии в Польше. Ее взгляды разделяла часть мирян, а также отдельные представители клира. Вскоре во главе движения мариавитов встали священники Я. Ковальский и Р. Прухневский. К 1897 г. к ним присоединилось еще 8 священников. Первоначально они стремились получить разрешение на деятельность движения от церковных властей, однако польские епископы такого разрешения не дали. Более того, декретом от 4 сентября 1904 г. движение было распущено. Мариавиты подчинились решению курии, однако после того как епископ Варшавский стал отправлять в отставку священников, участвовавших в движении, они начали открыто протестовать и самовольно восстановили движение. В 1906 г. мариавитов вновь возглавил Я. Ковальский. В ответ на такое откровенное непослушание церковной власти епископы стали отлучать особо рьяных мариавитов от Церкви. Мариавиты обратились с жалобой в Рим, однако Св. Престол полностью поддержал действия польского епископата. В апреле 1906 г. Св. Престол отлучил лидеров движения от Церкви.

После этого мариавиты открыто порвали с Католической Церковью и стали искать поддержки у российских властей, обратившись в МВД с ходатайством о легализации. Весть о возникновении раскола среди польских католиков была встречена русской православной общественностью с нескрываемым удовлетворением. Власть сразу оказала раскольникам поддержку. Уже 26 ноября 1906 г. "Союз мариавитов" начал легально действовать на основании "Высочайше утвержденных правил".

В августе 1909 г. мариавиты были приглашены на съезд старокатоликов в Вене, где было провозглашено их объединение со Старокатолической церковью. Глава мариавитов Я. Ковальский 5 октября 1909 г. был посвящен в епископы "Католической церкви мариавитов в Царстве Польском".

Организационная структура

В начале ХХ века мариавиты управлялись генеральным капитулом или синодом, находившимся в Варшаве (учрежден 10 октября 1907 г.). В приходах, кроме настоятелей, имелись викарии и диаконы. Приходы объединялись в округа во главе с кустодами, а округа в провинции, которые возглавляли провинциальные министры с провинциальными викариями. В 1910 г. в Ловиче были рукоположены два новых епископа: Роман Прухневский и Леон Голомбевский. К концу 1911 г. в Польше насчитывалось 96 приходов мариавитов с общей численностью в 200 тыс. прихожан. Наибольшее их число было сосредоточено в Варшаве и Лодзи. В Лодзи располагалась и типография мариавитов, которая выпускала журналы "Wiadomosci Maryawickie" и "Maryawita".

Из Польши движение мариавитов (не без помощи российских властей) начало распространяться в Белоруссии и Литве. Мариавиты появились даже в Киеве, Одессе и на Волге.

Учение

Мариавиты признают все важнейшие догматы Католической Церкви, но отрицают главенство Римского Папы. Богослужение уже в начале ХХ в. совершалось ими на польском языке. Причащение может проходить как под одним видом, так и sub utraque. Духовенство соблюдает целибат, а также воздерживается от употребления мяса, алкоголя и табака. Одним из принципов мариавитов является также безвозмездное совершение треб. Духовенство мариавитов, как правило, имело хорошее образование. Примечательно, что среди мариавитов было много выпускников Санкт-Петербургской римско-католической духовной академии.

Литература
Керенский В. "Мариавиты" СПб., 1908.
Рейнке Н. "Мариавиты" СПб., 1910.
Ровинский К. "Мариавиты в царстве Польском" СПб, 1910.
"Секта мариавитов" // Церковные ведомости (СПб.) ? 10, 1906 г.
Троицкий С. "Мариавиты" // Церковные ведомости (СПб.) ? 12, 1907 г.
Троицкий С. "Мариавиты" // Церковные ведомости (СПб.) ? 40, 1910 г.

Опрос

Вы читаете библию?