Религиозные течения

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

Самобытные древневосточные христианские церквиК Древним Церквам Востока относятся Церкви и общины, отколовшиеся от катол...

Статьи

Как вести диалог с тем, кто тебя не слыш…

Как вести диалог с тем, кто тебя не слышитЮзеф Дремлюг Диалог всегда подразумевает желание собеседников слышать и понима...

Деятельность

О компании

О компании

Около десяти лет мы занимаем лидирующее место в сфере предоставления юридических и информационных услуг. Мы с гордостью ...

ИУДАИЗМ

13.09.2013

Религия
Монотеистическая, национальная

Название

Иудаизмом принято называть национальную религию еврейского народа, как древнюю, так и ныне существующую. Однако это не совсем правильно.

Современный иудаизм является по сути продолжением только одного из религиозных направлений, существовавших в Израиле в древности. Свое оформление он получил уже в христианскую эпоху, поэтому фактически современный иудаизм младше христианства. В то же время, последователи иудаизма всячески подчеркивают его преемственность с древнееврейской религией, существовавшей до разрушения Иерусалимского Храма.

Впервые термин "иудаизм" (евр. yahadut) появляется в среде грекоязычных евреев в I в. н. э. В еврейской раввинистической литературе он практически не встречается. Изредка это понятие можно встретить в средневековых текстах, но широкое распространение оно получает лишь в Новое время.

История возникновения и развития

Иудаизм, каким он известен сегодня, зарождается на основе фарисейского (раввинистического) течения в древнееврейской религии в I в. н. э. Акцент в этом течении делался на строгом соблюдении заповедей и предписаний Торы, поэтому наиболее разработанной и строго закрепленной в иудаизме является именно нормативная часть. В то же время, собственно вероучительные положения не были жестко канонизированы, что привело к возникновению множества различных школ и течений, следовавших толкованиям отдельных раввинов. Точное число догматов иудаизма так и не было определено. В III в. н. э. школа рабби Симлая учила, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века одним из наиболее авторитетных раввинов был Маймонид (1135 - 1204), разработавший 13 принципов иудейской веры. Некоторые раввины утверждали, что в иудаизме вообще нет догматики.

В V веке, когда было закончено составление Талмуда, в иудаизме наметилось два важнейших направления: консервативное, отвергавшее все Писания, кроме Торы, и не признававшее сам институт раввината, и прогрессивное, стремившееся приспособить иудаизм к конкретным историческим и географическим условиям.

В XII - XIII вв. популярным учением среди еврейских религиозных мыслителей становится Каббала - философско-мистическое течение в иудаизме.

В XVIII в. среди евреев Восточной Европы возникает течение хасидов, которое надолго становится доминирующим в европейском иудаизме.

В XIX в. возникают те основные направления иудаизма, которые существуют и сегодня: ортодоксальное, консервативное и реформистское. Ортодоксальное направление настаивает на неизменном сохранении всех традиций и предписаний, сложившихся в раннее средневековье. Консервативное также придерживается важнейших иудейских традиций, но не отвергает возможности развития иудаизма и его приспособления к современным условиям. Реформистское движение возникло в Германии в начале XX в. как реакция на чрезмерную строгость иудейской ортодоксии.

Священные тексты

Основу еврейского Священного Писания (Сфарим) составляет Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Все эти три части называются Танах, по первым буквам каждого из составляющих его элементов. Составление Танаха было закончено примерно к III - II вв. до н. э. В конце II - начале III вв. н. э. на основе комментариев к Торе иудейских законоучителей (таннаев) был составлен сборник правовых норм - Мишна ("Повторение"). В Мишну входит свод нормативных актов - Галаха ("Закон") и собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты Танаха и Галахи, - Агада ("Предание"). В IV - V вв. толкователи (аммораи) добавили к Мишне новые законодательные положения, которые получили название Гемара ("Завершение"). Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд ("Учение"). Существует Иерусалимский Талмуд, составленный в Палестине и Вавилонский Талмуд, составленный иудеями диаспоры. Талмуд стал основой законодательства и этики иудаизма.

Вероучение

В основе вероучения современного иудаизма лежит идея богоизбранности еврейского народа, с которым Бог через Авраама заключил особый союз, Завет. Если, согласно христианскому вероучению, на смену этому Завету пришел Новый Завет в Иисусе Христе, и новым народом Божиим стали все верующие во Христа, то иудаизм по-прежнему считает избранным народом только евреев. Иисуса Христа большинство последователей иудаизма считает самозванцем и преступником. Отдельные раввины называют его "сыном проститутки". Даже те, кто уважительно относится к Иисусу как историческому лицу, тем не менее, не признают в Нем Христа. Иудеи еще ждут своего Мессию.

В настоящее время иудаизм все более утрачивает собственно религиозное содержание, концентрируясь на сохранении национальных традиций и обрядов. Фактически иудаизм является идеологией национальной консервации евреев как этноса.

Культ

После разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н. э. и уничтожения наследственного священства, культ как таковой в еврейской религии отсутствует. Жертвоприношение не совершается, а богослужение сводится к чтению Торы, проповеди, молитве и пению гимнов.

Местом молитвенных собраний иудеев служит синагога, (в переводе с греческого - "соединение", "собрание"), которая является не храмом, а только домом собрания верующих. Название "синагога" характерно для консервативного иудаизма, в ортодоксальном и реформистском иудаизме чаще используются понятия шул или штиблах. В синагогах ортодоксального направления практикуется мехица - раздельное местопребывание мужчин и женщин, Тора в них читается с возвышения - бимы, расположенной посреди молящихся. В реформистском и консервативном иудаизме в синагоге может использоваться орган.

Наиболее важными обрядами иудаизма являются:

Обрезание (брит-мила) - символ Завета с Богом;

Посвящение 12-летних девочек и 13-летних мальчиков в полноправные члены иудейской общины (бат-мицва и бар-мицва). С этого момента они могут создавать семью, а родители более не несут ответственности за их поступки. Отец возносит благодарственную молитву за то, что с него снимается ответственность за ребенка.

Многие обряды связаны с празднованием субботы (шаббат), в частности, ритуальное зажигание свечей, произнесение молитв и благословений.

Иудеи молятся три раза в день. Утренняя молитва называется шахарис, полуденная - минха, вечерняя - малив.

Праздники

Раздел талмудического права, посвященный праздникам, называется Моэд. Годичный цикл праздников открывает еврейский Новый год - Рошат-Шона, который приходится на сентябрь - октябрь (1 - 2 число еврейского месяца тишрей). Последующие дни называются "10 дней раскаяния". Они посвящены духовному переосмыслению жизни и подготовке к начинающемуся году.

10-го числа месяца тишрей наступает Йом-Кипур - судный день. Это день поста и молитвы, в который, по верованиям иудеев, Бог прощает грехи, совершенные за год. Считается, что именно в это время Бог решает, кто останется жить, а кто умрет в наступившем году.

15 - 23 числа месяца тишрей проходит праздничный цикл, включающий три праздника:

Суккот - праздник кущей, посвященный воспоминанию о странствовании евреев в пустыне, когда они жили во временных жилищах - шалашах (кущах). Праздник призван напоминать, о том, что земная жизнь человека - это непрестанное странствие.

Шмини-Ацарет - праздник, главным элементом которого является молитва о дожде.

Симхат-Тора ("Радость Торы") - завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения.

В ноябре - декабре (с 25 числа месяца кислев) празднуется Ханука - воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме во время Маккавейского восстания, когда малого количества священного масла чудесным образом хватило до изготовления нового.

В феврале - марте (14 адара) празднуется Пурим - праздник в честь избавления в IV в. до н. э. еврейского народа от козней персидского визиря Амана. Эти события описаны в Книге Эсфирь.

Наиболее важный из еврейских праздников - Песах (еврейская Пасха). Он отмечается в апреле - марте (15 - 22 числа месяца нисана). Этот праздник восходит к событиям, описанным в Книге Исхода, он связан с освобождением евреев от египетского рабства.

В мае - июне (6 числа месяца сивана) празднуется Шавуот ("Праздник урожая"), который также считается днем, когда Бог дал еврейскому народу 10 заповедей. Поэтому этот день называется также праздником ниспослания Торы.

Помимо праздников в иудаизме вспоминается день траура - 9 число месяца ава (конец июля - начало августа). Именно в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы.

Священным днем в иудаизме считается шаббат (суббота). В соответствии с библейской заповедью, этот день посвящен отдыху. В субботу (начинающуюся с вечера пятницы) запрещено работать (вне дома) и далеко уходить из дома.

Календарь

Еврейский календарь включает 13 месяцев - 12 постоянных и 1 "вставной":
Нисан или Авив ("Зеленые колосья"). Март - Апрель;
Ияр или Зиф ("Цветение"). Апрель - Май;
Сиван. Май - Июнь;
Фаммуз (Тамуз). Июнь или Июль;
Ав. Июль или Август;
Елул. Август или Сентябрь;
Тишрей или Афаним. Сентябрь или Октябрь;
Мархешван или Бул ("Дождь"). Октябрь или Ноябрь;
Кислев. Ноябрь или Декабрь;
Тебеф. Декабрь или Январь;
Шеват. Январь или Февраль;
Адар. Февраль или Март;
Веадар (вставной). Март;

Духовенство

После того как наследственная священническая традиция еврейской религии была прервана, священство как институт в иудаизме исчезло. Роль духовенства в настоящее время выполняют раввины - иудейские законоучителя. Подготовка иудейских служителей происходит в специальных высших религиозных школах - ешивах.

Организационная структура

Единого центра в иудаизме не существует. В каждой отдельной стране иудейская община абсолютно автономна и возглавляется главным раввином. В Израиле существуют два главных раввина - для евреев из Европы и США (ашкенази) и для евреев из восточных стран (сефардов).

В России действует два крупных союза, объединяющего еврейские религиозные организации: Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), возглавляемый главным раввином Адольфом Шаевичем, и союз, объединяющий преимущественно общины хасидского направления во главе с главным раввином Берлом Лазаром. Главный раввинат и Главный раввинский суд находится при Московской Хоральной синагоге. Центр хасидов расположен в синагоге в Марьиной роще (Москва).

Распространение

В настоящее время иудейские общины существуют практически во всех странах мира, за исключением ряда мусульманских государств. Большая часть иудеев проживает в Израиле, США и Европе. В России существует несколько направлений иудаизма: ортодоксальный иудаизм (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России), хасиды Любавичского направления (с центром в Марьиной роще в Москве) и реформистский иудаизм (Российский Союз Объединений Прогрессивного Иудаизма - РСОПИ).

 

Опрос

Вы читаете библию?