Религиозные течения

ИУДАИЗМ

13.09.2013 Религия Монотеистическая, национальная Название Иудаизмом принято называть национальную ре...

Статьи

Секты: угроза реальна Юзеф Дремлюг

19.09.2013 Секты: угроза реальна Юзеф Дремлюг Сегодня можно часто встретить мнение, что все религиозные те...

Деятельность

Цифровая печать визиток

Цифровая печать визиток

Мгновенная и выгодная цифровая печать визиток Как вы знаете, цифровая печать на сегодняшний день является самой быстрой ...

ИУДАИЗМ

13.09.2013

Религия
Монотеистическая, национальная

Название

Иудаизмом принято называть национальную религию еврейского народа, как древнюю, так и ныне существующую. Однако это не совсем правильно.

Современный иудаизм является по сути продолжением только одного из религиозных направлений, существовавших в Израиле в древности. Свое оформление он получил уже в христианскую эпоху, поэтому фактически современный иудаизм младше христианства. В то же время, последователи иудаизма всячески подчеркивают его преемственность с древнееврейской религией, существовавшей до разрушения Иерусалимского Храма.

Впервые термин "иудаизм" (евр. yahadut) появляется в среде грекоязычных евреев в I в. н. э. В еврейской раввинистической литературе он практически не встречается. Изредка это понятие можно встретить в средневековых текстах, но широкое распространение оно получает лишь в Новое время.

История возникновения и развития

Иудаизм, каким он известен сегодня, зарождается на основе фарисейского (раввинистического) течения в древнееврейской религии в I в. н. э. Акцент в этом течении делался на строгом соблюдении заповедей и предписаний Торы, поэтому наиболее разработанной и строго закрепленной в иудаизме является именно нормативная часть. В то же время, собственно вероучительные положения не были жестко канонизированы, что привело к возникновению множества различных школ и течений, следовавших толкованиям отдельных раввинов. Точное число догматов иудаизма так и не было определено. В III в. н. э. школа рабби Симлая учила, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века одним из наиболее авторитетных раввинов был Маймонид (1135 - 1204), разработавший 13 принципов иудейской веры. Некоторые раввины утверждали, что в иудаизме вообще нет догматики.

В V веке, когда было закончено составление Талмуда, в иудаизме наметилось два важнейших направления: консервативное, отвергавшее все Писания, кроме Торы, и не признававшее сам институт раввината, и прогрессивное, стремившееся приспособить иудаизм к конкретным историческим и географическим условиям.

В XII - XIII вв. популярным учением среди еврейских религиозных мыслителей становится Каббала - философско-мистическое течение в иудаизме.

В XVIII в. среди евреев Восточной Европы возникает течение хасидов, которое надолго становится доминирующим в европейском иудаизме.

В XIX в. возникают те основные направления иудаизма, которые существуют и сегодня: ортодоксальное, консервативное и реформистское. Ортодоксальное направление настаивает на неизменном сохранении всех традиций и предписаний, сложившихся в раннее средневековье. Консервативное также придерживается важнейших иудейских традиций, но не отвергает возможности развития иудаизма и его приспособления к современным условиям. Реформистское движение возникло в Германии в начале XX в. как реакция на чрезмерную строгость иудейской ортодоксии.

Священные тексты

Основу еврейского Священного Писания (Сфарим) составляет Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Все эти три части называются Танах, по первым буквам каждого из составляющих его элементов. Составление Танаха было закончено примерно к III - II вв. до н. э. В конце II - начале III вв. н. э. на основе комментариев к Торе иудейских законоучителей (таннаев) был составлен сборник правовых норм - Мишна ("Повторение"). В Мишну входит свод нормативных актов - Галаха ("Закон") и собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты Танаха и Галахи, - Агада ("Предание"). В IV - V вв. толкователи (аммораи) добавили к Мишне новые законодательные положения, которые получили название Гемара ("Завершение"). Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд ("Учение"). Существует Иерусалимский Талмуд, составленный в Палестине и Вавилонский Талмуд, составленный иудеями диаспоры. Талмуд стал основой законодательства и этики иудаизма.

Вероучение

В основе вероучения современного иудаизма лежит идея богоизбранности еврейского народа, с которым Бог через Авраама заключил особый союз, Завет. Если, согласно христианскому вероучению, на смену этому Завету пришел Новый Завет в Иисусе Христе, и новым народом Божиим стали все верующие во Христа, то иудаизм по-прежнему считает избранным народом только евреев. Иисуса Христа большинство последователей иудаизма считает самозванцем и преступником. Отдельные раввины называют его "сыном проститутки". Даже те, кто уважительно относится к Иисусу как историческому лицу, тем не менее, не признают в Нем Христа. Иудеи еще ждут своего Мессию.

В настоящее время иудаизм все более утрачивает собственно религиозное содержание, концентрируясь на сохранении национальных традиций и обрядов. Фактически иудаизм является идеологией национальной консервации евреев как этноса.

Культ

После разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н. э. и уничтожения наследственного священства, культ как таковой в еврейской религии отсутствует. Жертвоприношение не совершается, а богослужение сводится к чтению Торы, проповеди, молитве и пению гимнов.

Местом молитвенных собраний иудеев служит синагога, (в переводе с греческого - "соединение", "собрание"), которая является не храмом, а только домом собрания верующих. Название "синагога" характерно для консервативного иудаизма, в ортодоксальном и реформистском иудаизме чаще используются понятия шул или штиблах. В синагогах ортодоксального направления практикуется мехица - раздельное местопребывание мужчин и женщин, Тора в них читается с возвышения - бимы, расположенной посреди молящихся. В реформистском и консервативном иудаизме в синагоге может использоваться орган.

Наиболее важными обрядами иудаизма являются:

Обрезание (брит-мила) - символ Завета с Богом;

Посвящение 12-летних девочек и 13-летних мальчиков в полноправные члены иудейской общины (бат-мицва и бар-мицва). С этого момента они могут создавать семью, а родители более не несут ответственности за их поступки. Отец возносит благодарственную молитву за то, что с него снимается ответственность за ребенка.

Многие обряды связаны с празднованием субботы (шаббат), в частности, ритуальное зажигание свечей, произнесение молитв и благословений.

Иудеи молятся три раза в день. Утренняя молитва называется шахарис, полуденная - минха, вечерняя - малив.

Праздники

Раздел талмудического права, посвященный праздникам, называется Моэд. Годичный цикл праздников открывает еврейский Новый год - Рошат-Шона, который приходится на сентябрь - октябрь (1 - 2 число еврейского месяца тишрей). Последующие дни называются "10 дней раскаяния". Они посвящены духовному переосмыслению жизни и подготовке к начинающемуся году.

10-го числа месяца тишрей наступает Йом-Кипур - судный день. Это день поста и молитвы, в который, по верованиям иудеев, Бог прощает грехи, совершенные за год. Считается, что именно в это время Бог решает, кто останется жить, а кто умрет в наступившем году.

15 - 23 числа месяца тишрей проходит праздничный цикл, включающий три праздника:

Суккот - праздник кущей, посвященный воспоминанию о странствовании евреев в пустыне, когда они жили во временных жилищах - шалашах (кущах). Праздник призван напоминать, о том, что земная жизнь человека - это непрестанное странствие.

Шмини-Ацарет - праздник, главным элементом которого является молитва о дожде.

Симхат-Тора ("Радость Торы") - завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения.

В ноябре - декабре (с 25 числа месяца кислев) празднуется Ханука - воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме во время Маккавейского восстания, когда малого количества священного масла чудесным образом хватило до изготовления нового.

В феврале - марте (14 адара) празднуется Пурим - праздник в честь избавления в IV в. до н. э. еврейского народа от козней персидского визиря Амана. Эти события описаны в Книге Эсфирь.

Наиболее важный из еврейских праздников - Песах (еврейская Пасха). Он отмечается в апреле - марте (15 - 22 числа месяца нисана). Этот праздник восходит к событиям, описанным в Книге Исхода, он связан с освобождением евреев от египетского рабства.

В мае - июне (6 числа месяца сивана) празднуется Шавуот ("Праздник урожая"), который также считается днем, когда Бог дал еврейскому народу 10 заповедей. Поэтому этот день называется также праздником ниспослания Торы.

Помимо праздников в иудаизме вспоминается день траура - 9 число месяца ава (конец июля - начало августа). Именно в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы.

Священным днем в иудаизме считается шаббат (суббота). В соответствии с библейской заповедью, этот день посвящен отдыху. В субботу (начинающуюся с вечера пятницы) запрещено работать (вне дома) и далеко уходить из дома.

Календарь

Еврейский календарь включает 13 месяцев - 12 постоянных и 1 "вставной":
Нисан или Авив ("Зеленые колосья"). Март - Апрель;
Ияр или Зиф ("Цветение"). Апрель - Май;
Сиван. Май - Июнь;
Фаммуз (Тамуз). Июнь или Июль;
Ав. Июль или Август;
Елул. Август или Сентябрь;
Тишрей или Афаним. Сентябрь или Октябрь;
Мархешван или Бул ("Дождь"). Октябрь или Ноябрь;
Кислев. Ноябрь или Декабрь;
Тебеф. Декабрь или Январь;
Шеват. Январь или Февраль;
Адар. Февраль или Март;
Веадар (вставной). Март;

Духовенство

После того как наследственная священническая традиция еврейской религии была прервана, священство как институт в иудаизме исчезло. Роль духовенства в настоящее время выполняют раввины - иудейские законоучителя. Подготовка иудейских служителей происходит в специальных высших религиозных школах - ешивах.

Организационная структура

Единого центра в иудаизме не существует. В каждой отдельной стране иудейская община абсолютно автономна и возглавляется главным раввином. В Израиле существуют два главных раввина - для евреев из Европы и США (ашкенази) и для евреев из восточных стран (сефардов).

В России действует два крупных союза, объединяющего еврейские религиозные организации: Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), возглавляемый главным раввином Адольфом Шаевичем, и союз, объединяющий преимущественно общины хасидского направления во главе с главным раввином Берлом Лазаром. Главный раввинат и Главный раввинский суд находится при Московской Хоральной синагоге. Центр хасидов расположен в синагоге в Марьиной роще (Москва).

Распространение

В настоящее время иудейские общины существуют практически во всех странах мира, за исключением ряда мусульманских государств. Большая часть иудеев проживает в Израиле, США и Европе. В России существует несколько направлений иудаизма: ортодоксальный иудаизм (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России), хасиды Любавичского направления (с центром в Марьиной роще в Москве) и реформистский иудаизм (Российский Союз Объединений Прогрессивного Иудаизма - РСОПИ).

 

Опрос

Вы читаете библию?