Религиозные течения

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИМИТИВНЫЕ РЕЛИГИИ

22.09.2013 К современным примитивным религиям относятся верования народов, находящихся на низкой стадии обществен...

Статьи

Секты: угроза реальна Юзеф Дремлюг

19.09.2013 Секты: угроза реальна Юзеф Дремлюг Сегодня можно часто встретить мнение, что все религиозные те...

Деятельность

Регистрация индивидуального предпринимат…

Регистрация индивидуального предпринимателя

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя на первый взгляд достаточно проста. Необходимо заполнить заявле...

'Христианская наука' Регина Крауклис

02.10.2013

'Христианская наука'
Регина Крауклис

Тысячи целителей сегодня обещают дать людям то, что ценится выше всех земных благ, - здоровье. Шаманы и знахари, маги и экстрасенсы наперебой уверяют, что они 'вернули' миру способность исцелять, которая, по их утверждениям, в христианстве утрачена еще во времена Ранней Церкви.

Существуют целые секты, специализирующиеся на целительстве. Объявления в газетах, афиши, всевозможные рекламки зазывают на занятия и семинары в различные оздоровительные центры. При этом ни слова о религии - только о здоровье. Как это обычно бывает, каждый целитель называет свою методику новейшим открытием, однако 'открытия' такого рода известны миру уже давно.

Аналоги современных 'терапевтических' сект, вроде отдельных западных групп 'New age' или отечественных приверженцев Порфирия Иванова, появились еще в середине XIX столетия. Этот период в истории религии связан с ростом популярности всевозможных мистических учений, особенно в Новом Свете, где суховатый протестантизм, сводивший христианство к кодексу моральных предписаний, переживал серьезный кризис. В это время тяга к мистическим озарениям, таинственным пророчествам и исцелениям становится едва ли не всеобщей.

Именно на таком фоне в США родилось движение, называемое 'духовным врачеванием' (mind cure movement). Оно не было монолитным целым и объединяло множество учений, во многом схожих между собой. Их главная черта - акцент на исцелении путем безмедикаментозного лечения. Характерно, что новые 'целители' вписали свои оздоровительные методики в некую религиозную канву, тем самым сделав их частью особого мировоззрения, которое стоит за целительской практикой и является ее 'теоретической базой'. Однако, если приглядеться внимательнее, многие идеи 'духовного врачевания' не связаны с религиозным подтекстом, который им пытаются навязать пророки-целители, и часто объяснимы с точки зрения науки. Действительно, в самих методиках присутствуют вполне здравые моменты, что является своего рода 'приманкой'. Учения же представляют собой эклектический набор идей и выхолощенных цитат, позаимствованных из различных религий и философских теорий. Куски такой мозаики обычно выстроены так, чтобы обосновать ту или иную методику лечения, которая на самом деле учением не обусловлена.

Итак, несмотря на все претензии на уникальность, 'терапевтические' секты и их доктрины - явление скорее типичное. В общих чертах это религиозно-философская эклектика плюс спекуляции на вполне естественном желании людей быть здоровыми. В настоящей статье речь пойдет об одной из наиболее старых 'терапевтических' сект, которая возникла в середине XIX века на волне всеобщего увлечения 'духовным целительством', - о 'Научной Церкви Христа', известной также под названием Christian Science или ('Христианская наука')1. В свое время она была одной из самых заметных нетрадиционных 'церквей' Америки. Учение 'Христианской науки' может послужить ярким примером очередной безнадежной попытки соединить христианство с чуждыми ему элементами. История же - повторяет судьбу любого движения, сформировавшегося вокруг амбициозного лидера и держащегося исключительно на его активности.

:Смерть мужа и ребенка, неудачное второе замужество, постоянные болезни и несчастья: Но все круто изменилось после 1-го февраля 1866 г. В этот день Мэри Бейкер поскользнулась на обледеневшем тротуаре. Повреждения были столь серьезны, что врачи не верили в выздоровление. Личный врач Мэри считал, что его пациентка не проживет и трех дней. На третий день, который должен был стать последним в ее жизни, Мэри взяла Библию и прочла: 'Встань, возьми постель твою и иди в дом твой:' (Мф. 9, 2 - 8). В этот самый момент смертельно больная исцелилась. Так, по версии самой Мэри, и была открыта 'христианская наука'. С этого дня она начинает активно проповедовать новое учение.

Такова история, которую расскажет любой 'христианский ученый' о появлении боговдохновенной науки. Но так ли было на самом деле?

'Великая целительница' действительно с детства страдала многими болезнями. За четыре года до своего знаменитого падения Мэри, в то время миссис Паттерсон, познакомилась с известным целителем Финеасом Квимби. Именно он внес наиболее значительную лепту в будущее учение 'Научной Церкви Христа'. После нескольких сеансов терапии (которая представляла собой, по преимуществу, потирания влажными руками головы пациента) миссис Паттерсон превратилась в ярую поклонницу Квимби и безмедикаментозного лечения. Квимби утверждал, что истоки болезни - вообще любой болезни - кроются в психике человека и средствами самовнушения можно произвести мощные изменения в организме. В принципе, такого рода связи закономерны и научно обоснованы. 'Заслуга' Квимби состоит в том, что он придал вполне естественным явлениям сверхъестественный оттенок, указав тем самым путь будущим религиозным и квазирелигиозным движениям. Своеобразно интерпретируя Библию, Квимби учил, что лечить человеческие болезни нужно не при помощи медицины, а 'по примеру Христа' - духовным воздействием. Этот метод лечения он называл 'христианской наукой' (!) или 'наукой здоровья' (сравни с названием будущей книги Мэри Бейкер 'Наука и здоровье'). Свои идеи целитель изложил в книге 'Наука о человеке'.

Квимби умер в середине января 1866 г., а 1 февраля 1866 г. Мэри Бейкер Паттерсон была доставлена в больницу после падения на скользком тротуаре. Личный врач Мэри однако отрицает, что он когда-либо считал, будто ее физическое состояние внушало опасения. Уже вскоре после 'чудесного' выздоровления целительница перестала вспоминать своего былого кумира и наставника, а спустя несколько лет отзывалась о нем не иначе, как о 'необразованном знахаре'. Следующие лет десять миссис Паттерсон собиралась с мыслями, читала лекции о науке исцеления (по рукописям Квимби) и добивалась развода от мужа. В 1875 г. вышла книга 'Наука и здоровье' (позже дополненная 'Ключом к Священному Писанию'), в которой новый 'пророк' рассказывает, как избавиться от болезней, и заодно разъясняет, как правильно читать Писание.

Как это свойственно для лидеров сект, вышедших из христианства, 'Мать Мэри' (так ее называли последователи) заявляла, что до нее никто толком не понимал, в чем же заключена суть Христова учения. Свои претензии она объясняла тем, что 'тленное и материальное прокралось в Священное Писание и затмило собой: вдохновенные Богом страницы'2. Библия якобы дошла до нас в плохом переводе и необходим человек, который смог бы истолковать ее. Мэри Бейкер и посчитала себя той, кого Бог предназначил выполнить эту задачу.

Прежде всего 'Мать Мэри' вносит поправки в основные христианские понятия. Вообще, подмена понятий - явление весьма характерное для сектантских учений. На этом феномене, как правило, и строится весь механизм создания 'нового' Символа Веры из 'старого'. В то же время игра слов и терминов - наиболее действенный прием в проповедях сектантов. Подобные толкования часто упрощают, схематизируют христианство или, наоборот, в поисках 'тайного знания' в известном тексте привносят в него инородные мистические элементы из оккультных или восточных учений. В случае 'Христианской науки' разговор об этом как нельзя кстати: вся теория ее основательницы строится на замене ключевых библейских символов, образов и даже конкретных персонажей на некие абстрактные категории. В переделке библейской истории и христианских догматов Мэри Бейкер заняла позицию крайнего мистицизма. Так, она учила, что все люди и события, о которых упоминается в Св. Писании, - это лишь символы чего-то духовного, находящегося за пределами наших пяти органов чувств, в мире разума (идея, впрочем, отнюдь не новая). Например, имя Адама, по мнению проповедницы, уже не означает первого человека, но понимается как символ 'заблуждения, ошибки, веры в первородный грех, болезни и смерти'3. В том же мистическом ключе Мэри модернизировала и методику Квимби, а под новый целительский метод приспособила и многие другие философские и религиозные учения.

'Библия была моим единственным источником. У меня не было никакого другого гида по прямому и узкому пути Истины'4, - говорит Мэри Бейкер о своем открытии. Однако при сравнении ее книги с рукописями Квимби можно сразу установить, что большинство 'открытых' идей (да и конкретных высказываний) позаимствовано ею у 'необразованного знахаря'. Как и Квимби, 'Мать Мэри' утверждает, что причины всего кроются в разуме и что любая болезнь является духовным феноменом. Впрочем, она пошла дальше своего учителя и 'открыла', что болезни, смерть и даже сами наши тела не существуют - они всего лишь продукт нашего воображения, иллюзия 'смертного разума' (термин 'Христианской науки'). Это, пожалуй, самый курьезный момент в бесплодных исканиях 'Матери Мэри', который не раз служил поводом для анекдотов и насмешек в том числе и в художественной литературе (например, 'Христианская наука' упоминается в романе Айрис Мердок 'Черный принц' как весьма популярная и экстравагантная секта).

Помимо Квимби у учения 'Матери Мэри' есть и другие источники, как древние, так и более современные. В числе последних известные западные философы: некоторые фразы из их сочинений об истине и смысле человеческой жизни Мэри Бейкер почти полностью переписала по хрестоматии Л. Мюррея.

В верованиях 'христианской науки' также прослеживаются параллели с индийскими учениями, уже начавшими проникать в это время на Запад.

Возможно, отталкиваясь от существующего в веданте представления о майи, Мэри Бейкер оспаривала сам факт существования физического тела человека. По ее мнению, Библия учит, что человек не телесен. Он - духовное существо, т. к. создан по образу и подобию Божьему, он является 'Божьим отражением'. И по сему - 'человек: совершенен'5, греха нет, 'что возможно Богу, возможно и человеку'6. Людям осталось только понять это, и, тем самым, понять как достигнуть вечной жизни. То есть нужно осознать, что весь осязаемый мир и, соответственно, все, что в нем происходит, - это иллюзия, плод человеческой фантазии. А поскольку нашего мира реально не существует, то нет и болезней, страданий и, наконец, смерти. Подобно многим индийским гуру, 'Мать Мэри' заняла позицию 'по ту сторону добра и зла': т. е. зла (в традиционном, западном понимании этого слова), по ее убеждению, нет7. Возможно ли причинить вред несуществующему телу ближнего? 'Зло есть ложная вера'8, вера в грех, в реальность болезни и смерти. Именно это зло и мешает наступлению Царствия Небесного. Отсюда и трактовка миссии Христа. Мессия, как пишет Мэри Бейкер, пришел уничтожить зло, далее она уточняет: 'веру в грех' (смысл исходного выражения, как вино, меняется).

Как и большинство сектантских проповедников, Мэри Бейкер оспаривает догмат о Св. Троице. Христос, по ее мнению, - не Бог, а всего лишь Сын Бога, т. к. вера в Св. Троицу, как говорится в 'Ключе к Святому Писанию', предполагает политеизм9. Бог же один.

Вдохновителем идей 'Христианской науки' стал, вероятно, и древний гностицизм с его неприязненным отношением ко всему тленному и витиеватыми построениями вокруг христианства. Главное наследие гностиков в теориях Мэри Бейкер - учение о Христе, точнее, о Его 'нематериальности'.

Подобно древним гностикам, Мэри Бейкер различает Христа и Иисуса. Христос - Сын Бога, Его 'духовная идея'. Иисус же - только 'человек, подобный людям'. 'Духовный Иисус был непогрешим; Иисус же, как плотский человек, был не Христос'10.

Получается, что Иисус - это имя тела Христа, которое, как и все материальное, реально не существовало, являлось лишь иллюзией. Замечательно высказывание Мэри Бейкер по поводу зачатия Христа: 'Иисус: был рожден духовными размышлениями Девы Марии о Жизни и ее проявлениях'11. А поскольку Христос не имел реального тела, то Он, как уверяет 'Мать Мэри', никогда не умирал на кресте: 'Его ученики считали Иисуса мертвым, когда Его положили в гробницу, тогда как Он был жив'12.

Тогда в чем же заключается миссия Христа? Сын Бога позволил Себя распять не ради искупления грехов (которых, собственно, нет), а чтобы показать всем, что смерти не существует. В результате 'Он поднялся выше физического знания Своих учеников, и материальный мир Его больше не видел'13.

Характерное 'иносказание' и в учении о Св. Духе. После того, как материальный мир уже не мог видеть Спасителя, иначе говоря - после вознесения, Христос послал людям Св. Духа - Утешителя, который, по мнению Мэри Бейкер, символизирует Божественную науку. Теперь 'утешитель' в виде 'Христианской науки' вещает, что грех, болезнь и смерть - результаты ошибки 'смертного разума'. А в день, когда Мэри открыла свою 'науку' и провозгласила что 'больные излечиваются: познанием того, что болезни нет'14, произошло, по ее утверждению, Второе пришествие Христа.

Таково краткое содержание 'богодухновенной' книги, которая любым 'христианским ученым' до сего дня почитается выше Библии.

После того, как были сформулированы основные положения 'науки', Мэри Бейкер стала приобретать первых сторонников. В это время она жила и работала в г. Линн, штат Массачусетс. Среди студентов, которым за определенную плату Мэри читала свой уникальный курс лекций, целительница не находила поддержки (скорее наоборот). Однако 4 июля 1876 г. Мэри и шесть ее последователей все же основали 'Общество Христианской Науки'. Один из этих последователей - Асу Джилберт Эдди - вскоре стал ее мужем. Мэри было уже 56.

Недовольство студентов заставило миссис Эдди и ее немногочисленных приверженцев покинуть Линн и искать себе новое пристанище. Именно после отъезда из негостеприимного города секта начала быстро разрастаться. В 1879 г. в Чарлстоуне была основана 'Церковь Христа Научная'. На тот момент она состояла из 26 членов. Сама миссис Эдди стала их пастором, приняв духовный сан через 'посвящение ее учениками'. В 1881 г. 'церковь' переехала в Бостон. Там же был открыт колледж (получивший позже название Массачусетский метафизический колледж), где 'Мать Мэри', по ее собственному утверждению, обучала 8 тысяч студентов, плативших 300 $ за 12 уроков.

Вскоре после переезда саентистов в Бостон умер от сердечного приступа муж Мэри. Это событие вызвало большой интерес в местной прессе, но вопреки всеобщим ожиданиям, миссис Эдди не признала несостоятельность своей науки. 'Мать Мэри' заявила, что Асу Эдди был убит ее бывшими студентами: его 'мысленно' отравили мышьяком. Это вполне соотносилось с учением 'христианской науки' (по которому все события происходят исключительно в мире ума), но не с результатами вскрытия. Единственный врач, подтвердивший заявление миссис Эдди, на поверку оказался владельцем фабрики абортов, не имевшим никаких документов о медицинском образовании. Сама же миссис Эдди никогда не сомневалась в своей правоте. Вероятно, именно благодаря фанатичной настойчивости основательницы секты 'христианская наука' не растеряла в тот момент всех своих немногочисленных последователей. Новая 'церковь' не только не распалась, но даже начала расти.

В последней четверти XIX века увлечение спиритизмом, астрологией, восточным мистицизмом и 'духовным целительством' было на пике моды. Это, несомненно, отразилось и на популярности 'христианской науки'. К 1896 г. число церквей и обществ 'Матери Мэри' достигло четырех сотен, а количество членов в них перевалило за две тысячи. В обязанности каждого 'христианского ученого' входило посещение лекций, молитвенных встреч, а также распространение литературы о здоровье. Причем ученикам миссис Эдди нужно было выкупать книги на свои средства и распространять их собственными силами. Время от времени 'Мать Мэри' объявляла своим последователям: 'Христианским ученым предписано не обучать людей Христианской Науке: Обязанностью всех членов Христианской Науки будет распространение и продажа как можно большего числа книг:'15, которые являются 'единственно стоящим наставлением'. Неповиновение грозило исключением из 'церкви'. Закономерно, что доходы 'Матери Мэри', оказавшейся на вершине некой финансовой пирамиды, быстро увеличивались. В конце жизни ее личное состояние превышало 3 млн. долларов.

В последние годы жизни миссис Эдди сильно страдала от ухудшения здоровья. Ей пришлось носить очки, зубные протезы, обращаться за помощью к докторам при спазматических болях. Она разрешила и 'христианским ученым' прибегать к услугам врачей, но только в самых тяжелых случаях. 'Мать Мэри', открывшая 'секрет вечной жизни', умерла 13 декабря 1910 г. в возрасте 89 лет. Перед смертью она просила своего верного сподвижника Адама Дики объявить после ее ухода из этого мира о том, что она была 'умерщвлена мысленно', так же как и ее муж Асу.

Сейчас 'Христианская наука' менее популярна, чем, например, ее дальняя родственница 'саентология'. Однако 'Научная Церковь Христа' - до сих пор весьма солидная организация, несмотря на очевидные противоречия в ее учении и, как показала история, явную несостоятельность ее методов. Церкви 'Матери Мэри' сегодня принадлежит около 3000 локальных общин, собственные учебные заведения и издательство 'Христианская наука', которое регулярно выпускает в свет книги, газеты и журналы, в том числе популярную газету 'Christian science monitor'. Управляет сектой Совет директоров. В каждой местной церкви работают чтецы и учителя. Они организуют воскресные чтения Библии и отрывков из книги миссис Эдди. 'Христианская наука' выдает лицензии своим 'практикующим врачам', которые проводят сеансы духовного лечения для прихожан 'церкви'. 'Христианские ученые' путешествуют по всему миру с лекциями о 'духовных законах, лежащих в основе исцелений'.

Согласно предписаниям, установленным еще 'Матерью Мэри', секта не публикует данных о числе своих приверженцев. Предположительно, сейчас в мире более трех миллионов саентистов. Таким образом, более трех миллионов человек (по высказыванию Дж. К. Ван Баалена) верят в то, что 'Иисуса погребли вследствие кажущейся смерти в вымышленной гробнице' и в то, что 'Его нереальное тело было безо всякой необходимости принесено в жертву ради ненужного искупления никогда не существовавших грехов и спасения от воображаемого зла тех, чьи стопы направлены в мнимый ад, ложную фантазию смертного разума'16.

 

Опрос

Вы читаете библию?