Религиозные течения

РЕЛИГИИ ВОСТОКА

Современные традиционные религии Востока в большинстве своем относятся к типу политеистических религий, т. е. признающих...

Статьи

Все ли религии от Бога? Юзеф Дремлюг

Все ли религии от Бога?Юзеф Дремлюг В нашем мире существует столь много разнообразных религиозных учений, что даже специ...

Деятельность

Психологическая помощь и консультация пс…

Психологическая помощь и консультация психолога

Часто возникают различные трудно объяснимые чувства и эмоции, такие как душевное беспокойство или сложности в отношен...

БУДДИЗМ

Религия
Политеистическая, мировая

Буддизм возник в Индии в VI в. до н. э. как одно из течений, оппозиционных по отношению к брахманизму, целиком сводившемуся к сложным ритуалам и обрядам. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама из племени шакья, который после семилетних поисков истины пришел к "просветлению" под деревом Бодха и познал путь избавления от страданий. С этого момента он стал именоваться Буддой ("Просветленным"). Часть буддийских представлений без изменений взята из Вед, например, учение о карме и вращающемся колесе Сансары, некоторые понятия были радикально переосмыслены ("дхарма" и др.). Изначально буддизм существовал скорее как этическое учение и лишь со временем приобрел черты религии с особым культом и специальными служителями.

В начале новой эры в буддизме выделяется два направления: хинаяна ("Малая колесница"), предполагающая, что спасение возможно только в монашестве, и махаяна ("Большая колесница"), допускающая такую возможность и для мирян. Буддизм хинаяны распространяется на юг и юго-восток от Индии, махаяны - в Центральную Азию, Китай, Тибет, Монголию и Японию.

В процессе адаптации к местным религиозным и культурным традициям в буддизме возникают новые направления и школы, значительно расходящиеся с учением первоначального буддизма. Возникают такие течения как ламаизм, чань (дзен), амидаизм, нитирэнизм и т. д. Общим для всех буддистов остается отрицание высшего Бога-Творца (поэтому буддизм иногда называют "атеистической религией"), почитание Будды и стремление к "нирване", как конечной цели освобождения от круга перевоплощений. В то же время сами перечисленные понятия трактуются по-разному.

С конца XIX в. интерес к буддизму стали проявлять многие европейцы. Сегодня буддийские общины существуют практически во всех странах Европы, а также в России и США. При этом буддизм активно распространяется среди коренного населения этих стран.

Литература
Агаджанян А. С. "Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады". М.: "Наука", 1993;
Корнев В. И. "Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии". М.: "Наука", 1983;
Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: "Наука", 1991.

Опрос

Вы читаете библию?