Религиозные течения

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

Самобытные древневосточные христианские церквиК Древним Церквам Востока относятся Церкви и общины, отколовшиеся от катол...

Статьи

Отцы Церкви о Папском Примате Анна Сидя…

Отцы Церкви о Папском ПриматеАнна Сидякина Вопрос о примате Римского епископа вот уже тысячу лет препятствует активному ...

Деятельность

Регистрация индивидуального предпринимат…

Регистрация индивидуального предпринимателя

Процедура регистрации индивидуального предпринимателя на первый взгляд достаточно проста. Необходимо заполнить заявле...

БУДДИЗМ

Религия
Политеистическая, мировая

Буддизм возник в Индии в VI в. до н. э. как одно из течений, оппозиционных по отношению к брахманизму, целиком сводившемуся к сложным ритуалам и обрядам. Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама из племени шакья, который после семилетних поисков истины пришел к "просветлению" под деревом Бодха и познал путь избавления от страданий. С этого момента он стал именоваться Буддой ("Просветленным"). Часть буддийских представлений без изменений взята из Вед, например, учение о карме и вращающемся колесе Сансары, некоторые понятия были радикально переосмыслены ("дхарма" и др.). Изначально буддизм существовал скорее как этическое учение и лишь со временем приобрел черты религии с особым культом и специальными служителями.

В начале новой эры в буддизме выделяется два направления: хинаяна ("Малая колесница"), предполагающая, что спасение возможно только в монашестве, и махаяна ("Большая колесница"), допускающая такую возможность и для мирян. Буддизм хинаяны распространяется на юг и юго-восток от Индии, махаяны - в Центральную Азию, Китай, Тибет, Монголию и Японию.

В процессе адаптации к местным религиозным и культурным традициям в буддизме возникают новые направления и школы, значительно расходящиеся с учением первоначального буддизма. Возникают такие течения как ламаизм, чань (дзен), амидаизм, нитирэнизм и т. д. Общим для всех буддистов остается отрицание высшего Бога-Творца (поэтому буддизм иногда называют "атеистической религией"), почитание Будды и стремление к "нирване", как конечной цели освобождения от круга перевоплощений. В то же время сами перечисленные понятия трактуются по-разному.

С конца XIX в. интерес к буддизму стали проявлять многие европейцы. Сегодня буддийские общины существуют практически во всех странах Европы, а также в России и США. При этом буддизм активно распространяется среди коренного населения этих стран.

Литература
Агаджанян А. С. "Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история стран тхеравады". М.: "Наука", 1993;
Корнев В. И. "Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии". М.: "Наука", 1983;
Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: "Наука", 1991.

Опрос

Вы читаете библию?