Религиозные течения

РЕЛИГИИ ДРЕВНОСТИ

К религиям древности относят не существующие в настоящее время верования древних народов и государств. К таковым, в част...

Статьи

Быть христианином Юзеф Дремлюг

Быть христианиномЮзеф Дремлюг Называя себя христианами, мы берем на себя большую ответственность, ибо тем самым провоз...

Деятельность

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет

Мы предлагаем высококачественные бухгалтерские услуги для своих клиентов, наша команда на протяжении многих лет занимает...

Берл Лазар: учиться, учиться и учиться

Новость на Newsland: Берл Лазар: учиться, учиться и учиться

Несколько лет назад в Америке опубликовали перечень "главных бестселлеров всех времен и народов" - книг, которые были изданы самым большим тиражом с момента изобретения книгопечатания. На первом месте - наша Тора, первые пять книг библейского канона. Это неудивительно, ведь Автор Торы - сам Г-сподь! Каждый человек находит в Торе то, что интересно и необходимо лично ему; глубина Торы бесконечна; в каждую эпоху Тора дает ответы на новые вопросы, которые прежде не вставали...

Пятнадцатая мишна "Пиркей Авот" как раз и начинается с определения места Торы в жизни каждого из нас: "Говорит Шамай: сделай твою Тору постоянным занятием". Что это значит? Некоторые переводят: "Сделай изучение Торы постоянным занятием". Но это сильно сужает смысл мишны. Законоучитель Шамай не говорит: "изучай Тору", он намеренно использует глагол "сделай"! То есть надо не просто учить Тору, как учат различные предметы в университете, надо сделать Тору смыслом своей жизни.

В Талмуде рассказана история рабби Акивы, который во времена римского владычества не только сам продолжал учить Тору, но и обучал других. "Будьте осторожны, - говорили ему люди, - ведь римский наместник запретил учить Тору под страхом смерти!" А рабби Акива отвечал притчей: "Голодный шакал увидел в реке рыбу и говорит: в реке сейчас опасно, пришли рыбаки, развернули сети - поймают тебя и съедят! Вылезай на берег, я тебя спрячу в таком месте, где они тебя не найдут. А рыба в ответ: говорили мне, шакал, что ты хитер, а ты, оказывается, просто глупый! Река - место моей жизни: пусть в ней опасно, но без воды я умру! Так и наш народ, - завершил притчу рабби Акива, - даже если учить Тору опасно, без Торы нам жизни нет..."

Но Шамай не просто призывает сделать Тору смыслом жизни, он говорит: твою Тору. Это может показаться странным, ведь Тора у всех одна, и она Б-жья. Однако в этом контексте выражение твою Тору придает всему поучению дополнительный смысл: Тора должна стать неотъемлемой частью тебя, главной ценностью твоей жизни. Буквальный перевод слова "Тора" - "знание": именно знание всегда было главной ценностью евреев. Любое имущество можно потерять, только знания становятся твоими навсегда. Но мудрецы Талмуда учат: "Тора остается у тебя, только если ты готов отдать за нее жизнь".

Рассказывают о третьем Любавичском Ребе, Цемахе Цедеке: когда он был ребенком, больше всего он любил присутствовать на уроках Торы, которые вел его дедушка, Алтер Ребе. Но комната была маленькая, а учеников много, места на всех не хватало, и Цемах Цедек пускался на разные ухищрения, чтобы не прогнали. В конце концов он придумал прятаться в печи. Но вот наступили холода, и кто-то из учеников решил разжечь печку: ребенок едва не угорел. Тогда мать Цемаха Цедека обратилась к своему отцу: "Почему вы не разрешаете мальчику сидеть на уроках? Неужели вы хотите, чтобы он подвергал себя опасности?" А Алтер Ребе ответил: "Это как раз хорошо, что ребенок был готов рисковать собой ради изучения Торы, - значит, полученные знания навсегда будут принадлежать ему!"

Сегодня, слава Б-гу, нам не приходится идти на самопожертвование ради Торы. Зато в жизни у каждого есть множество дел, которые требуют времени (я уже не говорю о соблазнах потребительского общества, которые способны забрать еще больше времени). Между тем Шамай требует сделать изучение Торы "постоянным". Как быть?

Использованное в мишне слово "кева" означает не "непрерывный", а "установленный на одно и то же время". Мишна не требует заниматься Торой много часов в день, но надо каждый день определенное время посвящать занятиям. Это реальная задача даже для людей, у которых очень много работы. Хоть полчаса в день - но каждый день, и в одно и то же время. Наши мудрецы говорили: если для тебя дела важнее - считай, что ты вообще не учишь Тору. А если Тора важнее - даже если ты можешь выделить на нее немного времени каждый день - результат будет таков, словно ты учишь ее все время.

Еще одно значение слова "кева" - "установленный в качестве постоянной задачи". Многие полагают, что учеба заканчивается, когда человек завершил курс в университете и получил диплом, - но это абсолютно не еврейский подход! Наши мудрецы говорят: если знания перестают нарастать, человек останавливается, перестает развиваться, а значит, перестает жить полноценной жизнью. Тору мы начинаем учить в детстве и продолжаем учить всю жизнь. Именно потому, что мы "делаем нашу Тору постоянным занятием", евреи смогли дать миру столько выдающихся ученых, изобретателей, юристов и, в конце концов, нобелевских лауреатов.

Опрос

Вы читаете библию?