Религиозные течения

КОНФУЦИАНСТВО

16.09.2013 Религия Политеистическая, национальная Одна из традиционных религий Китая Название Свое ...

Статьи

Св. Лев Великий М.А. Востоков

15.10.2013 Св. Лев Великий М.А. Востоков Православная Церковь празднует 18 февраля память "иже во свя...

Деятельность

Мифы в области бухгалтерского обеспечени…

Мифы в области бухгалтерского обеспечения

Ежедневная работа с бухгалтерским обеспечением наших клиентов, позволяет нам максимально эффективно справляться с люб...

АТЕИЗМ

27.09.2013

Слово атеизм происходит от греческого Teos - "Бог" с отрицательной частицей -а. Как некое единое учение атеизм не существует. Скорее, это понятие используется для обозначения множества весьма разнообразных и, нередко, противоречащих друг другу взглядов, общим элементом которых является отрицание бытия Бога и враждебность по отношению к религии как таковой.



Атеизм разделяется на теоретический и практический, а также на радикальный, агностический, постулативный, философский, вульгарный, естественно-научный, догматический т. д.

Понятие "атеизм" возникло в Древней Греции, где оно обозначало не столько неверие в сверхъестественные силы вообще, сколько непочтение к местным богам и традициям, нарушение этических устоев общества. В то же время, сомнения в существовании богов существовали уже у некоторых греческих мыслителей, например, у Демокрита (род. ок. 460 г. до н. э.). Афинскому тирану Критию (ок. 460 - 403 до н. э.) приписывается мысль о том, что религия была искусственно изобретена древними законодателями, чтобы никто тайно не совершал несправедливости из страха перед наказанием свыше. Эвгемер (конец IV - начало III вв. до н. э.) утверждал, что греческие боги - не что иное как знаменитые деятели далекого прошлого, которые после смерти были обожествлены согражданами.

В Древнем Риме появился атеизм в значении, близком к современному. Его сторонниками были, в частности, многие эпикурейцы, начиная с самого Эпикура. Одним из первых атеистических сочинений стала поэма Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Гай Петроний (? - 66 н. э.) выдвинул идею о том, что "первым богов на земле создал страх" ("Primus in orbe deos fecit timor"). Секст Эмпирик (конец II в.) считал, что религия возникла в результате договора законодателей и жрецов с их народами. Кризис древнеримской религии привел к значительному распространению атеистических взглядов.

Христианство практически полностью вытеснило атеизм. Интерес к нему стал вновь возрастать уже в эпоху Возрождения. В этот период атеизм в собственном смысле слова (как полное отрицание Бога и сверхъестественных явлений в принципе) встречается крайне редко. Доминирует отрицание личностного Бога в христианском понимании, что было связано с распространением пантеистических идей.

Значительное распространение в Европе атеизм получил в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, когда критика религии стала базовым элементом многих философских учений. Возникла своеобразная мода на атеизм как наиболее смелое, даже вызывающее учение, противостоящее невежественному "суеверию" большинства. Проводниками атеизма в Европе стали Мишель Монтень (1533 - 1592), Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751), Дени Дидро (1713 - 1784), Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771), Поль Анри Гольбах (1723 - 1789) и др. Многие деятели "Просвещения", считали атеизм некой "привилегией" образованных представителей высшего дворянства. Гольбах, в частности, писал: "атеизм, подобно философии и всем серьезным абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей". Советские атеисты попытались впоследствии на практике опровергнуть этот тезис.

Дальнейшее развитие европейский атеизм получил в работах Людвига Фейербаха (1804 - 1872), считавшего, что "Бог - интуитивная персонификация лучших качеств, которые вырабатывались человечеством" ("Сущность христианства", 1841). Его последователями в этом вопросе стали Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). В то же время, их взгляды на религию и атеизм вполне самостоятельны. Согласно Энгельсу, "всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Маркс добавляет, что религия "будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм" (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45, с. 414). Атеизм Маркса и Энгельса оказал огромное влияние на отношение к религии русских революционеров, в частности, В. И. Ленина и его идейных последователей.

В европейской философии Новейшего времени атеистические воззрения развивались в рамках позитивизма и атеистического экзистенциализма, однако в отличие от марксизма, атеизм в них носит более "мягкий", неагрессивный характер. Наиболее влиятельными философами-атеистами ХХ века были Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Альбер Камю (1913 - 1960), Бертран Рассел (1872 - 1970).

С конца XIX века начали формироваться международные организации, занимающиеся пропагандой атеизма. Так, в 1880 г. в Брюсселе был основан "Всемирный союз свободомыслящих". В настоящее время крупнейшей из таких организаций является "Международный гуманистический и этический союз" (МГЭС), основанный в Амстердаме в 1952 г.

Со второй половины XIX века атеизм стал распространяться и в России, где его сторонниками стали представители либеральной интеллигенции и т. н. "революционные демократы", в частности, В. Г. Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889), Н. А. Добролюбов (1836 - 1861) и др. Значительную роль в распространении атеистических идей в России сыграли анархисты и марксисты, однозначно отрицательно относившиеся к религии.

С установлением советской власти "воинствующий атеизм" стал частью государственной идеологии. В 1925 г. при поддержке государства был основан "Союз воинствующих безбожников", проводивший целенаправленную компанию, по "преодолению" религии (Он был распущен в 1941 г.). В том же году был создан "Интернационал пролетарских свободомыслящих". В Советском Союзе пропаганда атеизма активно осуществлялась и через систему народного образования. На протяжении советского периода были изданы тысячи книг по "научному атеизму", выходили специальные атеистические журналы ("Наука и религия", "Атеистические чтения" и др.), проводилось огромное количество мероприятий, призванных насаждать атеистическое мировоззрение и искоренять "религиозные предрассудки".

Насаждение атеизма осуществлялось не только с помощью пропаганды, но и через прямое физическое уничтожение служителей Церкви и верующих, начавшееся еще в годы гражданской войны в рамках "красного террора". С конца 1920-х годов репрессии по отношению к верующим приобрели систематический характер и были несколько ослаблены только во время Великой Отечественной войны. С Новой силой антирелигиозные кампании стали проводится в начале 1960-х гг. В 1980-х государственная пропаганда атеизма утратила былой напор и стала носить преимущественно формальный характер.

С конца 1980-х гг. наметился курс на отказ от пропаганды атеизма как единственно правильного мировоззрения и с падением социалистической системы в 1991 г. государственная поддержка атеизма прекратилась.

В настоящее время пропагандой атеизма занимается ряд малочисленных общественных организаций, таких как "Русское гуманистическое общество" (РГО), образованное в 1996 г. и ряд других. При этом атеистическое мировоззрение остается весьма распространенным, особенно среди представителей старшего поколения.

Атеизм сыграл определяющую роль в формировании постсоветского мировоззрения. Прежде всего, крушение государственного атеизма вызвало огромный интерес к религии и мистике, с другой стороны, многие современные оккультные учения, связанные с "биоэнергетикой" и "экстрасенсорикой", уверяют, что они основаны исключительно на научном, сугубо материалистическом мировоззрении и используют это утверждение для привлечения людей, скептически относящихся к религии.

 

Опрос

Вы читаете библию?